В музейном собрании мебели Государственного музея-усадьбы «Остафьево» находятся предметы разного времени, разных стилей и разного функционального назначения: шкафы, секретеры, конторки, диваны, зеркала. Есть мебель кабинетная, библиотечная, есть – для парадных гостиных, есть мебель для жилого этажа. Из всех предметов мебели именно стулья и кресла являются принадлежностью любого интерьера, поэтому, мы остановимся на нескольких предметах мебели для сидения в рамках посвященной этим предметам серии публикаций.
Самым ранним по времени изготовления предметом в собрании мебели музея является английское кабинетное кресло. Это кресло на ножках типа кабриоль (название изогнутых мебельных ножек), завершающихся птичьей лапой, сжимающей шар; с мягкими кожаными сиденьем и спинкой, с жесткими локотниками.
Кресло мемориальное, датируют его первой половиной XVIII века. По времени изготовления принадлежало оно, возможно, еще Ивану Андреевичу Вяземскому, отцу первого владельца остафьевского дома. Можно предположить, что Андрей Иванович перевез это кресло из родительского дома в память об отце. В те времена к такому предмету мебели как кресло относились очень уважительно, принято было называть его во множественном числе – «креслы». Часто встречаешься с таким написанием в мемуарах XVIII - XIX веков, в художественных произведениях этого же времени. Например, Петр Андреевич Вяземский пишет об отце: «Большую часть дня просиживал он за книгою у камина в больших обитых зеленым сафьяном креслах…». Или другой пример - жившая в доме известной княгини Екатерины Романовны Дашковой, англичанка Вильмот писала: « … в креслах перед набольшим столиком, инкрустированным под шахматную доску, сидит сама княгиня…». Кресло в Остафьеве пережило всех владельцев, с 1930 года вместе с изгнанной из родного дома семьей Павла Сергеевича Шереметева, правнука поэта Вяземского, кресло наряду с другими немногими личными вещами «переехало» в Напрудную башню Новодевичьего монастыря. Сохранялось в семье. Позже было передано потомком Вяземских-Шереметевых художником Василием Павловичем Шереметевым в музей А.С. Пушкина, а затем после открытия музея в Остафьеве, вернулось в родные стены и сейчас находится в экспозиции в мужской половине дома на парадном этаже.
Хранитель фонда «Мебель» Н. Г. Баландина