Разделитель

Афиша

03.06.2020
Пушкин в музыке: опера


Пушкин в опере

Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает,

 но и любовь - мелодия!

А.С. Пушкин.

        Музыка играет огромную роль в становлении разносторонне образованного, культурного, духовно развитого человека. Многие музыковеды и искусствоведы сравнивают поэзию Пушкина с музыкой. Сам Александр Сергеевич был человеком музыкальным. В лицее среди множества предметов были пение и танцы – это несомненно отразилось в его творчестве. Очень интересны высказывания П.И. Чайковского о близости поэзии и музыки.

        В письме к покровительнице искусств, Надежде Филаретовне фон Мекк (1831-1894), Чайковский писал о Пушкине, что он «силою гениального таланта очень часто вырывается  из тесных сфер стихотворчества в бесконечную область музыки... Независимо от сущности того, что он излагает в форме стиха, в самом стихе, в его звуковой последовательности есть что-то проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка».

2.jpg

Надежда Филаретовна фон Мекк (1831 - 1894)

        Поэтическое творчество Александра Сергеевича Пушкина мелодично, напевно и ритмично. Этой музыкальностью речи Пушкин оказал огромное влияние на развитие русской музыки. Более 1000 композиторов, включая современников поэта, неоднократно обращались к его творчеству. Около 500 сочинений поэта – поэзия, проза, драмы – легли в основу более 3000 музыкальных произведений. И сейчас музыкальные произведения, написанные на стихи Пушкина, звучат со сцен больших и малых театров, концертных залов. Они стали неотъемлемой частью мировой культуры.

        Русская музыка всегда была неразрывно связана с классической литературой, а русская опера все время ориентировалась на Пушкина. «Руслан и Людмила» — былинно-эпическая опера Глинки; «Борис Годунов» — историко-трагическая опера Мусоргского, «Евгений Онегин» — лирическая опера Чайковского; «Пиковая дама» — психологическая опера Чайковского.

        Секрет их популярности, их долголетия в том, что каждая из них написана двумя гениями — авторами сюжета и музыки.

 «Руслан и Людмила»

3.jpg

Афиша к опере «Руслан и Людмила». Издание фирмы «А. Гутхейль», 1885г.

        Еще при жизни Пушкина Глинка задумал оперу по его юношеской поэме «Руслан и Людмила». В 1837 г. великий поэт заинтересовался этим замыслом и даже принял участие в обсуждении плана будущей оперы. Однако трагическая гибель Пушкина прервала наметившееся содружество. Опера выходит в 1842 г. в Петербурге, через 5 лет после гибели поэта. Жанр «Руслана и Людмилы» можно определить как народно-эпическую, сказочно-фантастическую оперу, воспевшую героические странствия, верную любовь, победу добра над злом.  

«Борис Годунов»

4.jpg

А. Я. Головин. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова. 1912

        Трагедия «Борис Годунов» была написана поэтом в 1825 году, опера - Мусоргским в 1869 году. Мусоргский использовал для написания либретто текст Пушкина и материалы «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. В 1896 году Н.А. Римский-Корсаков создал собственную редакцию оперы, в которой были сглажены многие шероховатости музыкального текста Мусоргского.

«Евгений  Онегин»

1.jpg

Афиша премьеры оперы «Евгений Онегин» в Большом театре

        В мае 1877 г. певица, Лавровская Е.А., посоветовала Чайковскому написать оперу на сюжет пушкинского «Евгения Онегина». Вначале эта мысль показалась композитору, по его словам, дикой, но вскоре он так увлекся ею, что в одну ночь набросал сценарий и принялся за музыку. Либретто было им написано в сотрудничестве с К.С. Шиловским. Из пушкинского романа в стихах Чайковский взял лишь то, что было связано с душевным миром и личными судьбами героев, скромно назвав свою оперу «лирическими сценами». Чайковский волновался за судьбу своей оперы, в которой не было традиционных сценических эффектов, а исполнение требовало максимальной простоты и искренности. Поэтому он решил поручить ее молодежи – ученикам Московской консерватории. В 1879 г на сцене Малого театра состоялась премьера «Евгения Онегина». Вскоре с большим успехом опера была поставлена на сценах Большого театра в Москве (1881г.) и Мариинского в Петербурге (1884г.) и стала одним из самых популярных произведений.

«Пиковая дама»

5.jpg

Опера  «Пиковая дама, Самарский театр оперы и балета

        Повесть написана поэтом в 1833 году (в течение одного года). Чайковский трудился над оперой 41 день. Трудно себе представить, что за такой короткий срок Чайковский создал произведение, которое является одним из величайших достижений мирового оперного искусства. Следует отметить, что опера была впервые поставлена в Париже в 1850 году, на 40 лет раньше, чем в России. В либретто оперы, написанной братом композитора, содержание пушкинской повести во многом переосмыслено. В опере все сосредоточено на душевном состоянии героя. Это музыкальная трагедия потрясает психологической правдивостью воспроизведения мыслей и чувств героев, их надежд и страданий, яркостью картин эпохи, напряженностью музыкально-драматического развития

«Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»

6.jpg

                                        Эскиз декорации к первому и третьему действию.                                                    

       Николай Андреевич Римский-Корсаков говорил: «Музыка есть искусство поэтических мыслей». Обращение к творчеству А.С. Пушкина ведет Римского-Корсакова к переводу сказок: «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок» в музыку.

      Опера «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне и о прекрасной царевне-Лебеди» относится к излюбленному композитором сказочному жанру. Солнечная, полная легкого юмора, она воссоздает обаятельные черты жизнерадостной сказки Пушкина, противопоставляя добро злу.

     Опера «Золотой петушок» - одноименная стихотворная сказка А.С. Пушкина. Уже принятая к исполнению дирекцией императорских театров, опера была задержана цензурой, с которой до самого последнего дня жизни боролся Римский-Корсаков.

7.jpg

Фото из архива Мариинского театра 1919г.: царица   –  Розалия Горская, царь  Дадон  – Павел Журавленко.

 «Моцарт и Сальери»

8.jpg

В. Шкафер и Ф. Шаляпин в опере «Моцарт и Сальери», 1898г.

       Римский-Корсаков преклонялся перед Пушкиным. Он писал музыку на почти неизменный текст. Опера сразу же снискала успех у зрителей, а партия Сальери вошла в постоянный репертуар Фёдора Шаляпина; более того, до отъезда из России он был единственным её исполнителем.

       Со стихами А.С. Пушкина связано творчество великих русских композиторов. Это Михаил Иванович Глинка, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Петр Ильич Чайковский, Модест Петрович Мусоргский, Эдуард Францевич Направник (опера «Дубровский»), Александр Сергеевич Даргомыжский (оперы «Каменный гость», «Русалка»), Борис Владимирович Асафьев (опера «Бахчисарайский фонтан»), Цезарь Анто́нович Кюи (оперы «Пир во время чумы», «Капитанская дочка»), Сергей Рахманинов (оперы «Алеко» и «Скупой рыцарь»); балет Глиэра «Медный всадник», балет «Барышня - крестьянка» композитора Минкуса и многие другие. Великий танцовщик, пушкинист и пропагандист творчества поэта Сергей Лифарь поставил в Париже балет «Пиковая дама», пользовавшийся в течение нескольких сезонов бешеным успехом у взыскательной французской публики.
Всего по произведениям Пушкина создано более 20 опер и более 10 балетов.

      Широко использовались композиторами пушкинские тексты для создания романсов. На сегодняшний день известно более 2000 таких музыкальных произведений, но об этом поговорим в следующем очерке. Продолжение следует...

Автор: С.П. Полякова