Стол для эстампов мемориальный
Во 2 половине 18 века русские дворяне в образовательных целях совершали гран-тур или большое путешествие по европейским странам, посещая библиотеки, нумизматические кабинеты, знакомясь с шедеврами архитектуры, живописи, скульптуры. Многие возвращались в Россию с разнообразными коллекциями. Одним из характерных увлечений русского дворянства той эпохи – эпохи Просвещения стало собирательство офортов. Князь Андрей Иванович Вяземский из путешествия по Европе, помимо других коллекций: медалей, монет, гемм, минералов, привез обширное собрание графики: замечательное по качеству и разнообразию. Для своих коллекций он заказывал специальную мебель: шкафы, витрины, столы.
В Остафьеве хранится стол карельской березы начала 19 века крепостной работы из старой обстановки дома. Скорее всего, он был заказан домашним мастерам как раз первым владельцем остафьевского дома. Судя по размерам выдвижных ящиков в массивном подстолье и широкой столешнице, стол предназначался для хранения определенной коллекции гравюр и для ее раскладки и рассматривания. Передал этот стол для эстампов в Московский музей А.С. Пушкина художник В.П. Шереметев, потомок Вяземских-Шереметевых. Позже стол вернулся в родные остафьевские стены. Василий Павлович сообщил и услышанные им от своего отца сведения. От него мы узнали, что этот стол именно из Остафьева и что за ним работал Петр Андреевич Вяземский, поэт, критик, мемуарист, друг А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, Е.А. Баратынского …. Позже стол служил Павлу Петровичу, сыну поэта. Перед закрытием Остафьева, стол стоял в комнате Екатерины Павловны, внучки поэта, в западном флигеле.