Разделитель

Выставка «Красные и белые»

26.10.2024
Выставка «Красные и белые»
Музей-заповедник «Остафьево»-«Русский Парнас» представляет выставку шедевров плакатного искусства времён Гражданской войны из фондов музея-заповедника «Горки Ленинские» - «Красные и белые».

В фондах музея-заповедника «Горки Ленинские» хранится самая большая
в нашей стране коллекция редких политических и бытовых плакатов времен Гражданской войны 1918-23 гг.

photo_2024-10-26_13-00-31.jpg

«Все художественные приёмы, которые мы видим у авторов агитационного искусства, с успехом используются современными мультимедийными технологиями, и потому актуальны и интересны как специалистам, так и зрителям, готовым искать в редких примерах политического плаката времен Гражданской войны ответы на сложные вопросы истории», - отметил директор музея-заповедника «Остафьево»-«Русский Парнас» Андрей Лоскутов.

photo_2024-10-26_13-00-35.jpg
Политический плакат вобрал в себя лучшие традиции русской культуры: художественные приемы иконописи, лубка, журнальной карикатуры. При этом формировались особые приёмы плакатного искусства: динамизм и лаконичность формы, образная и цветовая символика.
Постепенно вырабатывались основные жанры политического плаката: сатирический и героический. Сатирический разоблачал «старый строй» и тех, кто его поддерживал. Героический плакат призывал к борьбе с врагами, пытаясь создать нового героя - черты которого формулировались определенным образом и с той, и с другой стороны.Приемы визуального воздействия, унаследованные от иконы, лубка и сатирической прессы, воплощались плакатистами обеих воюющих сторон для демонстрации противопоставления «мы - они», «тогда - сейчас» и других результатов социальной динамики. Соответственно художникам тоже приходилось определяться, на чей они стороне.
photo_2024-10-26_13-00-37.jpg

В 1919 году художник Михаил Черемных принял участие в выпуске печатной стенной газеты Российского телеграфного агентства (РОСТА, ныне TACC). Тогда же он предложил создать сатирический журнал-плакат с рисунками и стихами на актуальные политические темы и вывешивать его в витринах магазинов. Так появились «Окна РОСТА». В этом же году Михаил Черемных создал плакат «Так больше на будет», лучший и до этого нигде не экспонирующийся прообраз политического комикса.
Художнику Черемных почти тут же «отвечает» неизвестный автор плаката из Архангельска «От Временного Правительства Северной области. Что обещали большевики и что они дали народу». Плакат с резкой критикой Советской власти, которую другие авторы в своих работах называют Совдепией: «Возрождение мужского костюма из шерстяной ткани в Совдепии», «Хлебная монополия в Совдепии».

photo_2024-10-26_13-00-48.jpg
Стоит отметить, что география плакатов того времени обширна.
Типографии Омска, Астрахани, Курска, Харькова, Москвы, Петербурга практически не останавливают печатные станки. Художники постоянно расширяют тематику.
Пока одни в технике литографии печатают портреты Колчака и Врангеля, другие призывают «Ловите счастья миг златой, его тяжка утрата! Покупайте билеты на лотерею!». На лубочном плакате Донского отдела осведомления «Вручение пернача Атаману Каледину», а в Издании курского городского рабочего кооператива художник Александр Аршинов создает экономический плакат «Силен пролетариат - сильна и кооперация!».

photo_2024-10-26_13-00-49.jpg
Выпускник Рисовальной школы Императорского общества поощрения художеств и коммунист Фридрих Лехт своим плакатом откликается на тему батрачек, и в 1923 году показывает, что «Освобождение работниц есть дело самих работниц». Редкий образец агитационно-просветительского плаката на тему отмены наёмного труда. Лехт адресует плакат социальной группе наёмных сельских работников - батраков - что свидетельствует об особой важности именно этой категории граждан для новых властей в начале 1920-х гг.
Статуя рабочего с кувалдой, выполненная Лехтом, будет установлена в 1922 году на Красной площади к пятой годовщине Октябрьской революции, и позже на её месте возведут мавзолей В.И. Ленина.
«С помощью наиболее ярких образцов агитационного искусства мы показываем многоцветную картину меняющегося каждый день мира глазами всех участников гражданского противостояния. Ведь именно в годы Гражданской войны политический плакат достигает своего расцвета как отдельный вид искусства. Ясность изобразительных средств, яркость запоминающихся образов, молниеносный отклик на происходящие события и широкое распространение обусловили целенаправленное использование плаката как наиболее эффективного средства вовлечения народа в политическую жизнь», - объясняет куратор проекта, начальник отдела научно-просветительской работы музея-заповедника «Горки Ленинские» Светлана Генералова.