Имя А.С. Пушкина тесно связано с усадьбой Остафьево и ее владельцами князьями Вяземскими, в усадьбе Пушкин гостил, здесь же хранились пушкинские реликвии.
Личность А.С. Пушкина всегда притягивала художников, воодушевляла их на творческий поиск. Глубина и многоплановость пушкинской темы определили разнообразие образов поэта и его окружения, воплощенных в искусстве.
В фондовом собрании музея хранятся офорты русского и немецкого графика, живописца, автора статей по искусству и педагогике Романа Айххорна (Эйхорна), родившегося в 1948 году в СССР. Айххорн получил академическое образование в МГХИ имени В.И. Сурикова. В настоящее время Роман Айххорн почти тридцать лет живет в Германии, открыл в Висбадене собственную художественную школу.
Офорт «Поэт и царь» выполненный художником в 1986 году - результат осмысления жизни Пушкина, его взаимоотношений с властью.
В офорте Айххорн нашел интересное композиционное решение, оно организованно на противопоставлении белого и черного. Лист условно разделен на две вертикально расположенные части, на левой темный хрупкий силуэт Пушкина на белом чистом фоне, как в ирреальном пространстве; на правой – статная уверенная фигура императора Николая I, за ним величественной тенью на темном фоне возвышается фигура старшего брата императора Александра I. Фигуру Пушкина художник моделирует густой штриховкой с короткими, вибрирующими линиями, дополняя рядами точек и отдельными штрихами вокруг фигуры, создающими впечатление размытого силуэта и ореола вокруг поэта. В изображении императоров напротив твердые, решительные штрихи, четкие контуры. Художник создает образ уязвимого и беззащитного творца перед всемогущей властью. Впрочем, Айххорн в этом листе приглашает к размышлению, многоплановому прочтению сюжета, наполненного мистической интонацией: Пушкин изображен с закрытыми глазами, и его фигура не отбрасывает тени, в отличие от зримой тени императора.
Офорт Романа Айххорна раскрывает одну из граней жизни поэта. Творческая фантазия художника помещает персонажи в особый таинственный мир, где обитают видения прошлого, и у зрителей есть возможность заглянуть в этот мир, полный поэзии, философии и мистических мотивов.