«Неужто ни одна русская душа не принесет
достойной дани его памяти?»
А.С. Пушкин.
В канун традиционного праздника в усадьбе Остафьево, Карамзинского дня, мы публикуем памятную медаль в честь выдающегося русского писателя и историографа – Николая Михайловича Карамзина.
В 37 лет в зените своей славы он уединяется в ученый кабинет в стенах усадьбы Остафьево для написания «Истории государства Российского». По меткому выражению П.А. Вяземского – Карамзин «постригся в историки».
В 2010 году по предложению Государственного музея-заповедника «Остафьево» – «Русский Парнас» московский скульптор Андрей Станиславович Забалуев (г.р. 1959) выполнил модель памятной медали «Н.М. Карамзин. Усадьба Остафьево». По гипсовой модели Санкт-Петербургский монетный двор выпустил памятную медаль в двух вариантах: в томпаке и в мельхиоре, диаметром 65 мм.
Аверс медали имеет сложную композицию: на фоне парадного фасада усадебного дома изображены портрет Н.М. Карамзина, раскрытый первый том «Истории государства Российского» и чернильница с тремя гусиными перьями. По окружности сверху и снизу надписи: «Усадьба Остафьево» / «Н.М. Карамзин». Справа внизу на поле – монограмма автора: «АСЗ».
На реверсе медали слева изображена скульптура древнегреческой музы истории Клио со свитком в одной руке и грифелем – в другой. В центре – лист с текстом в шесть строк: «Карамзин / есть первый / наш историк / и последний / летописец. / А.Пушкин». Свободное поле медали занимают: справа – лавровая ветвь (символ славы и вечной жизни); слева и сверху – условные изображения деревьев и кустов лирического пейзажа; внизу на поле – монограмма Санкт-Петербургского монетного двора: «СПМД».
Эскизы реверса позволяют проследить творческий поиск художника. Как рассказывал Андрей Станиславович, идея изображения музы истории Клио пришла к нему сразу, она создана по мраморной скульптуре, хранящейся в Государственном Эрмитаже, – римской копии II века с греческого оригинала. На эскизах сохранилось несколько вариантов цитат, среди них надо было выбрать одну. Шрифт художник стремился приблизить к рукописному, а свиток состарить и передать трепетность и хрупкость листа. Автор тонко компонует разнородные элементы изображения, удачно использует ненавязчивую символику, скупыми средствами медальерного искусства добивается впечатления пространственной глубины.
Этой медалью музей отдаёт дань памяти историографу, подчеркивая, что имя Николая Михайловича навсегда связано с историей России и усадьбой Остафьево.