Не всегда есть возможность воочию познакомиться с выдающимися живописными произведениями, и здесь, на помощь приходят репродукции. На протяжении веков основным способом репродуцирования произведений искусства была печатная графика. Мастер, выполнявший репродукцию в гравюре или литографии, помимо точности изображения, должен был уловить манеру художника, правильно расставить эмоциональные акценты, задуманные автором оригинала.
В фонде музея хранятся репродукционные гравюры с живописных произведений из семьи знаменитого рода Шереметевых.
Среди них гравюра «Святое семейство» 1839 года, работы русского талантливого гравера А. А. Пищалкина (1817-1892), за которую он был удостоен большой золотой медали Академии художеств и поездки в Рим в качестве пенсионера Академии. Живописным оригиналом для гравюры послужила картина 1506 года, с одноименным названием, великого итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти, хранящаяся в Эрмитаже в Санкт -Петербурге.
На гравюре представлен Младенец Иисус, сидящий на коленях Девы Марии. Слева стоит, опершись на посох, пожилой мужчина с седыми волосами; его взгляд устремлён на Младенца. Это святой Иосиф, которого было принято изображать с бородой, чтобы подчеркнуть его почтенный возраст. В данном произведении художник отступает от традиционной иконографии Иосифа, изображает его без бороды, отсюда второе название картины — «Мадонна с безбородым Иосифом». В гравюре Пищалкин стремился к передаче полного сходства с оригиналом, в гармоничном изображении Святого семейства ему удалось выразить настроение возвышенной печали, величия и простоты, присущие живописному полотну Рафаэля.
В начале 19 века картину реставрировали, очистили от старого лака. Александр Сергеевич Пушкин, привлеченный этим событием, в 1819 году написал стихотворение «Возрождение»
Художник-варвар кистью сонной
Картину гения чернит
И свой рисунок беззаконный
Над ней бессмысленно чертит.
Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуей;
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой.
Так исчезают заблужденья
С измученной души моей,
И возникают в ней виденья
Первоначальных, чистых дней.
1819 г.