Античная культура заложила основу для современной европейской цивилизации. Интерес князя Н.Б. Юсупова (1751–1831) к Древней Греции, ее языку и культуре, проявленный в период обучения в Лейденском университете, удивлял не только его знакомых, но и восхищал ученых-эллинистов того времени. Выставка позволяет совершить воображаемое путешествие в прошлое и взглянуть на историю античной цивилизации «глазами» князя.
Благодаря вкусу, знаниям, богатству устроителя усадьбы Архангельское князя Н.Б. Юсупова и его потомков, классические образы искусства признанной колыбели европейской цивилизации появились и хранятся в России. Все они являются предметами восхищения и служат великолепными образцами для подражания. Античные сюжеты нашли свое воплощение в произведениях французских и итальянских художников XVIII века: Франсуа Лемуана «Аполлон, преследующий Дафну», Луи Гоффье «Орфей», Якопо Амигони «Вакх и Ариадна». Картина «Разрушение Трои» голландца Герарда де Лересса посвящена трагическому завершению легендарной Троянской войны, сказания о которой слагались древними греками еще в догомеровскую эпоху.
В 1790-е годы князь занимал пост директора Императорского фарфорового завода, а позже открыл собственное фарфоровое заведение в Архангельском. Не удивительно, что его интерес к античной истории отразился в художественных поисках мастеров – тарелка «Юпитер и Юнона» представляет собой прекрасный образец росписи, выполненной в мастерской усадьбы. Примерно в это же время в коллекции князя появляются фарфоровые произведения Мейсена (бокал и блюдце «Юпитер, Юнона и Ио») и Венской мануфактуры (тарелка «Юпитер и Юнона») на эту же тему.
Скульптура была особым видом искусства для древних греков, главным художественным языком эпохи. Целая портретная галерея, выполненная с античных образцов в XVIII–XIX вв., составила значимое собрание князя Н.Б. Юсупова: бюсты Аполлона Бельведерского и Мельпомены, Гомера и Эврипида, торс Афродиты – дают возможность хотя бы частично реконструировать публичные пространства, которые так были важны для античного мироустройства. Это отсылка к «золотому веку» цивилизации, мечта об утраченном идеальном мире, где скульптура исполняла гимн красоте, человеку и его возвышенным устремлениям.
Красота во всем окружала князя – ампирные подсвечники-кариатиды, мраморные вазы-амфоры, урны с бронзовыми ручками и гирляндами цветов, чаши, украшенные акантовыми листьями, изящные вазы-ароматницы. На выставке представлено редкое майоликовое блюдо из Урбино «Юпитер, поражающий гиганта молнией» XVI века.
Философские и эстетические представления античности легли в основу культуры средневековья и пышно расцвели в эпоху Ренессанса. Творения античного гения были признаны классикой, которые можно повторить, но превзойти невозможно. По сути, все ключевые идеи европейской культуры были высказаны и воплощены в античности. Горячий интерес Н.Б. Юсупова к литературе и философии Древней Греции нашел свое отражение в его уникальной по объему и значимости библиотеке. Князь не только свободно читал по-гречески, но и занимался аналитическим сравнением различных переводов «Илиады» Гомера, переписывался с ведущими учеными, такими как Л.К. Валькенар, встречался и читал древние рукописи с Ж.Б. Виллуазоном.
Во время своего первого путешествия по Европе Н.Б. Юсупов посещал различные библиотеки, где знакомился с их устройством, приобретал специальные пособия – руководства по организации книжных собраний и каталогов. В библиотеке князя хранился «Кабинет библиотеки св. Женевьевы» Клода дю Молине (1692), каталоги собрания рукописей библиотеки Московского Святейшего Синода и Синодальной типографии (1776, 1805) и др. Редчайший экспонат – каталог собственной библиотеки князя Юсупова (Catalogue De La Bibliotheque du Prince Youssoupoff), представленный на выставке, содержит сведения о 10859 книгах, распределенных по 16 тематическим разделам с указанием автора, названия, года, места издания и формата. Книги, посвященные нумизматике и путешествиям, архитектуре и искусствам, театру и истории, атласы, карты, чертежи – многие из них имеют владельческие пометки – показывают насколько разносторонними были интересы князя Н.Б. Юсупова.
Логичным продолжением увлечения античностью стали коллекции слепков с резных камней, которые хранились в усадебной библиотеке князя. Среди них: «Дактилиотека Липперта», созданная между 1805–1817 годами дрезденским мастером Г.Б. Рабенштайном. Собрания слепков с резных камней (гемм) появились в XVIII веке и получили название «дактилиотека» (ларчик). Систематизированные коллекции слепков, снабженные специальными каталогами, служили прекрасным энциклопедическим пособием и уникальным наглядным материалом для изучения мифологии и искусства Древней Греции и Рима. Они были очень популярны среди коллекционеров и любителей античности как в Западной Европе, так и в России.
Всплеск интереса к античной истории не обошел стороной и Англию XVIII века. Именно там были выполнены два редких дубовых шкафа-серванта, украшенные знаменитым Дж. Веджвудом пластами из яшмовой массы с мифологическими сюжетами.
В экспозиции представлено более 200 предметов из художественных коллекций Государственного музея-заповедника «Архангельское», почти треть демонстрируется впервые. Выставка не содержит собственно античных вещей, в целом охватывает период XVI–XIX веков и опирается на произведения искусства и литературы XVIII столетия, так или иначе связанные с сюжетами древнегреческой мифологии, истории и литературы.
Разнообразные предметы и любопытные истории из жизни знаменитого владельца усадьбы «Архангельское» сложились в замысловатый лабиринт, который стоит пройти несколько раз. Подарком для любознательных посетителей станет возможность прочитать некоторые страницы демонстрируемых изданий. Для всех, кто хочет продолжить знакомство с памятниками древнегреческой культуры, подготовлены специальные печатные издания.