Путешествие по Англии
Остров Уайт
На протяжении долгих веков книга была главным источником и хранителем информации для человека о предметах и явлениях его окружающих. Книга хранит в себе неисчерпаемый мир смыслов и образов, передать которые можно посредством не только слов, но и изображений. От рукописей и живописных средневековых миниатюр европейские книжные мастера в XV‒XVI вв. перешли к печатным книгам и гравюрам. Относительная простота искусства гравюры значительно расширила возможности получения человеком новой информации. До появления фотографии гравюра оставалась основным источником знаний о мире. Особо востребованы были гравюры с видами городов, архитектуры и пейзажей, которые мысленно переносили человека в новые места. Для тех, кто мог позволить себе настоящее путешествие по Европе, в XIX в. Англия была одной из стран, обязательных к посещению. В помощь путешественникам, стремящимся расширить свои знания о достопримечательных местах, существовали путеводители. В фондах музея хранится яркий образец английского путеводителя первой половины XIX в.: «Живописные иллюстрации Барбера с изображением острова Уайт, посвященные Ее Всемилостивейшему Величеству Королеве, Выгравированные по Оригинальным рисункам» («Barber’s picturesque illustrations, of the isle of wight, Dedicated to Her Most Gracious Majesty the Queen, Engraved from Original Drawings»). Это издание сочетает в себе, по словам его издателя, «перо историка», повествующего о достопримечательностях острова, с «карандашом художника» отразившего эти места в тридцати двух высококлассных гравюрах.
На самом путеводителе не зафиксирован год издания, но из представленного в книге посвящения английской королеве Виктории и текста предисловия можно предположить, что оно появилось на свет не ранее 1837 г, когда королева взошла на трон (1837‒1901). Автор введения подчеркивает: приобретение королевой Викторией на острове Уайт особняка, а позже в 1845‒1851 гг. строительство на его месте летней резиденции Осборн-хаус, привлекло к острову особое внимание «туристов и отдыхающих» и сделало его популярным курортом. Это же способствовало переизданию в середине 40-х гг. XIX в. крупнейшими английскими книготорговцами «Симпкин и Маршалл» («Simpkin and Marshall») путеводителя Барбера и его востребованности.
Это издание – яркий пример коллективной работы автора-составителя, ряда художников и граверов, и мастера-печатника. Авторство книги представляет собой определенную сложность, так как в Англии этой эпохи было два художника с фамилией Барбер, но с разными инициалами: Barber T. и Barber J. Один был известным портретистом, а другой – гравером-пейзажистом. Вероятнее всего, составителем и художником большинства гравюр этого издания был именно Томас Барбер. Любопытно, что непосредственный издатель книги пожелал остаться неизвестным, подписав введение словом «Владелец» («The Proprietor»). Возможно, под этим псевдонимом скрывается сын художника Томаса Барбера – Альфред, который сам некоторое время жил на острове, он был издателем и использовал это обозначение для своих рекламных объявлений.
Чем же для нас примечателен остров Уайт? Многие из указанных в книге достопримечательностей дошли до наших дней. Например, до нас дошел замок XII в., изображенный на гравюре «Castle & Village of Carisbrook» («Замок и деревня Карисбрук»), известный как место заточения английского короля Карла I в 1647‒1648 гг. Или, благодаря гравюрам «The Needles and Scratchell’s Bay» и «The Needles from Scratchell’s Bay» мы можем сравнить, как выглядел в XIX в. и как выглядит сейчас уникальный памятник природы, – меловые «иглы» рядом с заливом Скретчеллс. Для русского читателя остров интересен и тем, что королевская резиденция Осборн-хаус была дворцом, в котором королева Виктория воспитывала своих рано осиротевших внучек: Елизавету Гессен-Дармштадскую – будущую великую княгиню Елизавету Федоровну и ее сестру Алису – в дальнейшем последнюю русскую императрицу Александру Федоровну, жену императора Николая II.
Мы предлагаем Вам совершить виртуальный тур по острову и самим познакомиться с его достопримечательностями, запечатленными на гравюрах.
Даты проведения: 3 ноября 2023 года – 25 августа 2024 года