Портретист, изображая своих моделей, оставляет их в исторической памяти человечества. Создание образа — это важнейшая задача, стоящая перед творцом. Произведения всех эпох общаются как с современниками, так и с их потомками посредством ярких и убедительных художественных обобщений. XIX век подарил любителям портретного жанра много возможностей для самовыражения, это разнообразие техник и технологий представлено на выставке. Ее идея родилась благодаря интереснейшему экспонату из собрания музея В. А. Тропинина — фотоальбому, который, благодаря неизвестному владельцу и составителю, стал ярким свидетельством культурного контекста ушедшей эпохи. Альбом содержит фотографии семьи Тютчевых, четы Вяземских, правящих монархов и других известных лиц своего времени. В рамках представленной экспозиции можно проследовать по воображаемому пути эволюции способа создания портретного образа — от миниатюры до старинных альбомных фотокарточек.
В начале XIX века искусство акварельного портрета достигло совершенства. Утонченные интимные образы вошли в предметный ряд малых форм, окружавший аристократию того времени, составляя ансамбли в интерьерах гостиных, кабинетов, будуаров. Акварельные листы размещались в специальных папках, сопровождали владельцев в путешествиях, являя собой некий прообраз современных фотоальбомов. Признанные мастера этого жанра П. Соколов, В. Гау, А. Брюллов создавали виртуозные по исполнению портреты представителей светского общества и августейших особ.
В это же время особо полюбившиеся зрителю произведения живописи и графики активно тиражировались посредством эстампа, преимущественно в гравюре на металле и литографии. Большие тиражи позволяли значительно расширить зрительскую аудиторию. На выставке представлены гравюры с портретов литератора П. Свиньина, художника Ф. Кюнеля, президента Академии художеств А. Оленина и литографии со знаменитых портретов «Мюнхенских красавиц». К концу XIX века эстамп постепенно утратил свое лидерство и был вытеснен фотопечатью.
В 1839 году Л. Дагер объявил о своем открытии: «Я поймал свет. Я остановил его полет». В результате прямого попадания света на отполированную металлическую пластину получалось единственное позитивное изображение — дагеротип. Изобретение калотипа Г. Тальбота заменило дагеротипию, потому что имело возможность тиражирования. Спустя десятилетие первенство завоевывает коллоидный фотопроцесс. Погрешности выдержки и недостаточную контрастность фотоснимков помогали преодолеть художники: одни работали в фотоателье ретушерами, а также вручную раскрашивали фотографии акварелью, пастелью, цветными карандашами, другие, такие как А. Деньер, сами становились фотографами и искали новые средства выразительности.
Изобретение фотографии разделило мнения в мире искусства: одни были в восторге, считали ее бесценным инструментом, другие же полагали, что фотография отберет работу у художников. Время показало, что фотография стала еще одним надежным способом сохранения образов на века.
Куратор выставки:
Анна Попова, заместитель директора музея В. А. Тропинина
Выставка продлится до 15 января 2024 г.