Разделитель

Афиша

15.08.2023
Выставка «Дальний Восток князей Вяземских»

В настоящее время в Москве, да и в других местах,

так много собирателей, что почти каждый мало-мальски

свободный человек собирает что-нибудь.

А.П. Бахрушин. Из записной книжки. 1916 г.

Среди собирателей и коллекционеров XIX века особое место принадлежит семье князей Вяземских, сосредоточивших в своей усадьбе Остафьево замечательные собрания отечественной и западноевропейской живописи и графики, художественного стекла и керамики, оружия, книг и мемориальных предметов, связанных с памятью о выдающихся представителях Золотого века русской культуры, гостивших в усадьбе.

Значительное место в остафьевском собрании принадлежало и памятникам восточной культуры. Князь Петр Андреевич Вяземский с супругой совершил путешествие на Ближний Восток в 1849‒1850 гг., его сын Павел Петрович Вяземский служил дипломатом в русской миссии в Константинополе в 1846‒1850 гг. Во время пребывания в Турции он заинтересовался коллекционированием исламского искусства – рукописей с арабской каллиграфией, оружия и предметов старины, наиболее интересные из которых были показаны на выставке «Под небом голубым Востока…» (2021), организованном Государственным музеем-усадьбой «Остафьево» ‒ «Русский Парнас» и Государственным музеем искусства народов Востока.

Настоящая выставка является продолжением цикла «Коллекции князей Вяземских в Остафьеве» и демонстрирует успешное творческое взаимодействие двух музеев, представляя коллекцию дальневосточного искусства, собранную князьями Вяземскими, а также напоминая о преемственности музея в качестве продолжателя традиций коллекционирования.

Мода на «шинуазри» («китайщину») появилась в России еще во времена Петра I. В XVIII веке, на волне общеевропейского интереса к Дальнему Востоку, эта мода усилилась и пережила новый расцвет уже в XIX веке. В кругах высшей аристократии, к которым принадлежали князья Вяземские, было модным собирать предметы китайского и японского искусства ‒ фарфор, статуэтки, лаки, бронзу, текстиль, живопись, графику и другое. Причем, выполненные европейскими и русскими мастерами подражания стали востребованными объектами коллекционирования. Как писал известный исследователь усадебного быта А.Н. Греч, «конечно, остафьевской “китайщине” далеко до подлинной французской chinoiserie», но все-таки в собрании князей Вяземских имелись предметы в этом стиле. Например, в одной из библиотечных комнат находился китайский столик с ящиками. В парадной столовой остафьевского дома при князе П.П. Вяземском было сосредоточено множество прекрасных изделий из фарфора и стекла, в том числе хрустальные стаканчики с разноцветной росписью китайскими сюжетами середины XVIII века. Предметы китайского и японского искусства украшали интерьеры остафьевского дома до 1930 г., когда созданный в нем в 1899 году графами Шереметевыми музей был закрыт, а все коллекции были частично вывезены, частично утеряны. Некоторые из вещей распределили в Государственный музей восточных культур (ныне – Государственный музей искусства народов Востока).

На выставке «Дальний Восток князей Вяземских» можно увидеть лишь часть предметов коллекции – это великолепные фарфоровые вазы и блюда, небольшие чаши из резного нефрита, фарфоровые табуреты, а также предметы мелкой пластики – фигурки китайских божеств и японских нэцкэ, а пресс для бумаги и табакерки – традиционные принадлежности китайского «кабинета ученого». Скорее всего, эти вещи были куплены в специальных «колониальных» магазинах в Санкт-Петербурге и в Европе, где в 1850‒1856 гг. продолжалась дипломатическая карьера П.П. Вяземского, и куда часто выезжал для лечения на водах его отец.

Благодаря межмузейному сотрудничеству, появилась возможность экспонирования мемориальных предметов из дальневосточной коллекции князей Вяземских в родных стенах.