Неотъемлемая часть усадебного комплекса в Остафьеве – ансамбль памятников, расположенный в парке. Он складывался поэтапно с 1911 по 1914 гг. Все памятники отличаются самобытностью художественного исполнения, особой усадебной камерностью и неизменно привлекают к себе внимание посетителей.
Один из пяти памятников ансамбля посвящен самому известному гостю усадьбы, с именем которого хорошо знакомы не только соотечественники, живущие в разных уголках нашей необъятной Родины, но и люди из самых разных стран – Александру Сергеевичу Пушкину [Рис.1]. История появления этого памятника в Остафьеве весьма занимательна. Моменту установки предшествовало бурное обсуждение заинтересованных лиц, среди которых были не только владелец усадьбы, граф Сергей Дмитриевич Шереметев и близкие ему люди, но и известные художники и историки литературы. Так, к обсуждению художественного воплощения будущего памятника присоединились знаменитый художник В.М. Васнецов, известный историк литературы П.Н. Шеффер. На одном из совещаний с участием этих крупных специалистов была принята окончательная художественная концепция памятника.
Удивительно, но факт – памятник А.С. Пушкину в Остафьеве в сложившемся художественном воплощении был бы невозможен без другого, пожалуй, самого известного памятника поэту. Речь идет о монументе на Пушкинской площади в Москве [Рис.2]. Частью концепции памятника в Остафьеве стала фигура А.С. Пушкина. Для ее отливки в бронзе давний знакомый графа Шереметева, юрист, поэт и страстный поклонник творчества Пушкина Арсений Аркадьевич Голенищев-Кутузов предложил хранившуюся у него модель работы выдающегося скульптора Александра Михайловича Опекушина. «Кутузов предложил принадлежащую ему статую Пушкина работы Опекушина как модель для бронзового слепка. Лучше ничего придумать нельзя», – писал Сергей Дмитриевич. Именно через эту модель памятник под сенью старых лип Остафьевского парка оказался связан с монументом на Пушкинской площади. Гипсовая статуя, предложенная А.А. Голенищевым-Кутузовым, представляла собой один из подготовительных вариантов, выполненных А.М. Опекушиным для памятника Пушкину, установленного в 1880 году тогда на Страстной, а ныне Пушкинской площади.
Создание в мастерской Опекушина нескольких вариантов для памятника поэту связано с драматичной историей появления монумента в Москве. Решение о том, что России нужен такой памятник, было принято еще в 1860 году. Понадобилось 20 лет, чтобы оно было реализовано. Указом от 1860 года было определено, что денежные средства на создание и установку памятника будут собраны по всенародной подписке. В списке жертвователей можно встретить представителей самых разных сословий: крестьян, чиновников различных рангов, купцов, а также литераторов, артистов и др.
Идеей создания памятника вдохновились многие художники и скульпторы. Задача им предстояла трудная. Воспоминания современников передают весьма переменчивый образ поэта. По словам Льва Сергеевича Пушкина, его брат «был дурен собою», но «лицо его было выразительно и одушевлено, ростом он был мал, но тонок и сложен необыкновенно крепко и соразмерно». По свидетельству одного из друзей поэта В.П. Горчакова, Пушкин был «человек небольшого роста, но довольно плечистый и сильный, с быстрым и наблюдательным взором, необыкновенно живой в своих приемах, часто смеющийся в избытке непринужденной веселости и вдруг неожиданно переходящий к думе, возбуждающей участие». И.С. Тургенев описывает встречу с Пушкиным в начале 1837 года: «…Он стоял у двери, опираясь на косяк, и, скрестив руки на широкой груди, с недовольным видом посматривал кругом. Помню его смуглое, небольшое лицо, его африканские губы, оскал белых, крупных зубов, висячие бакенбарды, темные желчные глаза под высоким лбом почти без бровей – и кудрявые волосы…».
О манере Пушкина одеваться современники вспоминали так: «носил широкий черный фрак с нескошенными фалдами и шляпу с прямыми полями». Шляпа эта «далеко не отличалась новизною, а длинная бекешь его тоже была старенькая».
Наибольшую историческую и художественную ценность до настоящего времени представляют два широко известных портрета Пушкина, исполненные непосредственно с самого поэта двумя выдающимися живописцами О.А. Кипренским и В.А. Тропининым.
Быть изображенным скульпторами Пушкин, по-видимому, не хотел. В частности, в письме к жене из Москвы в мае 1836 года он сообщает, что московские скульпторы задумали лепить его бюст, и высказывает на этот счет свое мнение: «Но я не хочу. Тут арапское мое безобразие предано будет бессмертию во всей своей мертвой неподвижности…». Только в 1837 году, сразу после смерти Пушкина, известный скульптор С.И. Гальберг снял с него гипсовую маску. Этим ценнейшим источником пользовались впоследствии все скульпторы, создававшие образы поэта.
В Остафьеве до 1930 г. хранилось одно из первых скульптурных изображений поэта – чугунный бюст работы скульптора А.И. Теребенёва (автора знаменитых гранитных атлантов Эрмитажа), отлитый в конце 1830-х гг. [Рис.3].
Таким образом, к 1860 году в распоряжении авторов будущего памятника имелся фонд литературных и художественных материалов, хотя и весьма разноречивый. В конце 1860 года появился первый проект памятника, авторами которого были художник Л. Бахман и скульптор Н.А. Лаверецкий [Рис.4]. Композиция получилась слишком тяжеловесной, фигура поэта терялась среди многочисленных аллегорических изображений. После многочисленной критики в печати уже утвержденный проект был отклонен.
В 1862 году известным скульптором-монументалистом И.Н. Шредером был выполнен второй проект памятника. Он отличался значительно большей простотой. По задумке автора поэт, сидя на камне, прислушивался к музе поэзии, стоящей за его спиной с лирой в руках. Проект вызвал положительные отзывы в печати. В это же время идеей создания памятника вдохновился выдающийся скульптор Н.С. Пименов, лично знакомый с Пушкиным. В 1836 году поэт откликнулся на одно из произведений скульптора – статую «Мальчик, играющий в бабки» – строками, прекрасно характеризующими ее:
Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено
Бодро оперся, другой поднял меткую кость.
Вот уж прицелился…прочь! раздайся, народ любопытный,
Врозь расступись; не мешай русской удалой игре.
Проект Пименова был интересен и смел по замыслу [Рис.5]. На высоком постаменте возвышалась фигура Пушкина с высоко поднятой головой, со скрещенными на груди руками в длинном плаще, похожем на тогу. По обе стороны постамента летели фигуры гениев и муз поэзии, прославляющие его. Внизу, у подножия постамента, русский крестьянин вырубает на нем надпись: «Россия – Пушкину». С трех сторон памятника, по задумке автора, должны были бить фонтаны.
Этот проект также был положительно принят художественной критикой. Однако в дело реализации замыслов вмешалась проза жизни. Сбор средств шел медленно и, практически, совсем затух. Оживление произошло в 1870 году, когда академик Я.К. Грот выступил с инициативой организовать для этой цели комитет. На одном из заседаний комитета было принято решение установить памятник не в Царском селе или в Петербурге, как изначально предполагалось, а в Москве, родном городе поэта. Предложение о смене места установки внес член комитета, лицеист и однокурсник Пушкина, адмирал, исследователь Ф.Ф. Матюшкин. Одной из причин такого решения стало отсутствие в столице достойного места для памятника. В Москве таким местом стало начало Тверского бульвара, через дорогу от Страстного монастыря.
Как покажет история, в 1880 году памятник Пушкину действительно установят в начале Тверского, но скульптору Пименову не суждено будет стать его автором. На предопределённом месте монумент простоит до 1950 года. В 1937 году снесут Страстной монастырь, через 13 лет в ходе реконструкции городского пространства памятник Пушкину переместят с прежнего места на противоположную сторону Тверской улицы, туда, где раньше находилась колокольня Страстного монастыря, лицом к которому изначально была расположена фигура поэта.
Однако до этих событий пройдет еще много времени, а пока Комитет по установке памятника решал вопрос как вернуть интерес общественности и оживить процесс сбора средств. В опубликованном во всех газетах воззвании говорилось: «В настоящем деле нет, кажется, надобности придумывать доводы для привлечения жертвователей. Значение Пушкина так сознается всеми, права его на памятник так несомненны, что к сказанному прибавлять нечего. Пусть только всякий сочувствующий великому поэту принесет посильную лепту: как бы ни была она ничтожна сама по себе, она получит свой вес в итоге пожертвований…». После опубликования воззвания сбор средств пошел так быстро, что можно было вернуться к вопросу о художественной концепции памятника.
Так как к этому времени уже имелось несколько проектов, было решено объявить открытый конкурс – творческое соревнование, в ходе которого предстояло выбрать наиболее достойный проект. Первый официальный конкурс состоялся в 1873 году. На суд жюри было представлено 15 моделей, продолжался конкурс 8 месяцев [Рис.6]. Участники выступали анонимно, представляя свои проекты под девизом – каким-либо словом или изречением, скрывающим до окончания конкурса фамилию автора, чтобы жюри могло вынести беспристрастное решение. Первый конкурс не получил широкого общественного резонанса, но был объемно освящен в печати. Журнал «Гражданин», издававшийся в то время Ф.М. Достоевским, отмечал: «…за исключением трех-четырех проектов, остальные модели просто никуда не годятся… Вообще слишком сложная композиция в памятниках и монументах, главная часть которых состоит из одиночной портретной статуи, по нашему мнению, неуместна и не соответствует своей цели… Подобного рода композиция, рассчитанная на чисто живописные эффекты, только напрасно пестрит монумент и лишает его должной строгости и величавой простоты, которые должны составлять главное достоинство скульптурных сооружений».
Итоги конкурса были созвучны мнению, высказанному в печати. Ни одна из представленных моделей не удовлетворяла всем требованиям строгой комиссии. Однако пять проектов работы И.Н. Шредера, П.П. Забелло, Е.М. Ильенского, А.Р. Бока и А.М. Опекушина были удостоены поощрительной премии. Особенно были выделены работы скульпторов Забелло и Опекушина.
Так как первый конкурс не дал окончательных результатов, то год спустя, в 1874 году, был объявлен второй. Представленные на нем 19 моделей вызвали уже значительно большее внимание широкой общественности. Вокруг конкурсных работ развернулась бурная полемика. Большинство критиков сошлись во мнении, что, как и в первом конкурсе, уровень работ все же недостаточно высок.
Среди участников конкурса снова были Забелло и Опекушин [Рис.7]. Их работы снова вызвали наибольшее внимание, были выделены среди остальных и получили поощрительные премии. Однако первая премия не была присуждена никому. Забелло остался верен первоначальному замыслу – еще на первом конкурсе он представил проект, где по замыслу художника фигура Пушкина стоит на скалистом берегу. Взгляд поэта устремлен в даль на простирающееся перед ним море. Композиция была подсказана стихами Пушкина и воспоминаниями о счастливых днях, проведенным поэтом в Крыму с семейством Раевских в 1820 году:
Прощай, Свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Опекушин продолжал искать. Работая над моделями, он выполнил множество изображений фигуры поэта в различных позах, десятки рисунков на бумаге, бесчисленное количество воплощений в глине. В творческом поиске скульптор проводил много времени в публичной библиотеке, просматривая рисунки и рукописи поэта, внимательно изучал его произведения. Отправной точкой долгих поисков стал осознанный отказ от многофигурной композиции. Богатый практический опыт работы Опекушина над такими памятниками, как «Тысячелетие России» в Новгороде, Екатерине II в Петербурге подсказывал ему, что этот путь не может привести к ясной и выразительной трактовке облика Пушкина. Он искал что-то особенное, то, что позволит просто и вместе с тем ёмко передать многогранность личности великого человека. Кроме того, нельзя было не учитывать факт ограниченности денежных средств.
Несмотря на то, что второй конкурс не выявил явного победителя, он стал важным этапом для формирования представления о том, как концептуально должен выглядеть памятник. Большинство критиков и участников склонялись, как и Опекушин, к решению отказаться от сложной композиции. В одной из моделей самого Опекушина на втором конкурсе была найдена поза и жест руки, ставшие впоследствии частью окончательного замысла скульптора. Интерес общественности к сооружению памятника Пушкину на фоне двух проведенных конкурсов вырос колоссально. Решено было организовать третий, итоговый конкурс. Он состоялся в 1875 году.
История русского монументального искусства не знала до сих пор такого количества конкурсов и конкурентов, а также такого внимания общественности. Последний конкурс стал, по существу, соревнованием двух скульпторов – Забелло и Опекушина. Особую значимость конкурса и его сильнейший общественный резонанс косвенно подтверждает участие знаменитого скульптора М.М. Антокольского [Рис.8]. Мастер представил свою работу вне конкурса. Работа Антокольского представляла собой сложный замысел – на огромной скале располагалась сидящая на скамье фигура поэта. Он погружен в глубокое раздумье. По спирали поднимаются к нему друг за другом герои его произведений. Вокруг скалы должен был располагаться бассейн с водой. Эта композиция вызвала страшный шум и самые красноречивые отзывы. Крамской в письме к Репину (от 16 мая 1875 г.) пишет: «…Я понимаю, что это талантливо чрезвычайно, может быть интересно где-нибудь в парке, при фантастическом освещении (как он хотел), но решительно невозможно на улице, на площади, где снуют тысячи народа, солнце во все глаза, пыль, шум…».
Проекты Забелло и Опекушина – несомненных фаворитов конкурса – были очень лаконичны и выгодно отличались глубиной психологического раскрытия образа [Рис.9]. Модели обоих скульпторов ограничивались лишь одной фигурой поэта без лишних усложняющих деталей. Все внимание сосредотачивалось лишь на образе Пушкина. Но и тем труднее стояла задача – передать глубину личности, используя при этом минимум средств. Опекушин представил на третий конкурс шесть моделей. Газета «Пчела» писала: «…Сопоставленные с работами г. Опекушина, они [модели памятника работы Забелло] совсем пасуют по своей… неуверенности и неопределенности, уступая изящной, энергичной, мастерской технике эскизов г. Опекушина. Если памятник Пушкину должен быть поставлен на площади, то выбор может быть только между двумя проектами г. Опекушина №№ 7, 11, так как… только одни они сочинены для площади…».
Первой премии была удостоена модель работы Опекушина № 7, как соединявшая «в себе с простотою, непринужденностью и спокойствием позы – тип, наиболее подходящий к характеру наружности поэта…» – так гласило решение комитета. Эта модель была взятая в конечном итоге за основу для памятника. В этом варианте фигура поэта предстает в задумчивости, голова слегка наклонена вниз. Опекушин решил придать фигуре скрытую динамику – вес тела перенесен на правую ногу, левое плечо выставлено чуть вперед, еще секунда и будет сделан шаг. Скульптор не случайно решил изобразить Пушкина идущим. Хорошо была известна страсть поэта к прогулкам. Его можно было встретить в самых отдаленных концах города. Эти прогулки помогали ему мыслить, его творческое воображение подпитывалось впечатлениями от созерцаемых картин. Опекушина, прекрасно знакомого с творчеством поэта, вполне могла привлечь его знаменитая элегия:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Мастер был счастлив своей победой. Лучше всего о пережитых волнениях вспоминал он сам: «…В течение ряда лет ночи не спались как следует. Были три лихорадочных конкурса. В двух из них участвовали все скульпторы того времени. Ах, какая жара была! Ах, какая суматоха! Сколько зависти было друг к другу… Газеты писали наперебой».
Отголоски этой «суматохи» оказались слышны не только в Москве. Жители города Кишинева в 1880 году обратились к скульптору с просьбой создать для города памятник Пушкину. Денежные средства для памятника были давно собраны, так же, как и для московского, «по подписке». Вот строки из ответа скульптора: «Позвольте предложить Вам бюст колоссальный, то есть голова в ту же величину и с той же модели, что и на Московской Пушкинской статуе». Заказ мастеру был сделан. Последовали длительные хлопоты по доставке бюста в Кишинев, сооружению пьедестала и обустройству прилегающей территории. 26 мая 1885 года, в день рождения поэта при огромном стечении кишиневцев и гостей города памятник был открыт [Рис.10].
Петербуржцы тоже не пожелали остаться в стороне. Вскоре после открытия московского памятника Опекушину поступило предложение создать памятник Пушкину в Петербурге. Скульптор с радостью согласился. За основу петербуржского памятника была взята модель № 11, представленная скульптором на третьем, победном конкурсе и изображавшая поэта стоящим на пьедестале в длинном сюртуке, со скрещенными на груди руками и с обнаженной головой. Денежные средства на памятник были выделены городским самоуправлением. Он был открыт в 1884 г [Рис.11]. Надо отметить, что московский памятник отличается большей художественной выразительностью (вполне справедливо решение жюри о присуждении модели № 7, по которой он был создан, первой премии). Кроме того, памятник в Петербурге, в отличие от Москвы, установлен не на площади, а на Новой (теперь Пушкинской) улице, примыкающей к Невскому проспекту. Зажатый со всех сторон домами, он не имеет достаточного простора для обозрения.
Победа в столь ответственном и трудном конкурсе привлекла к Опекушину повышенное внимание общественности. Многие интересовались его биографией и прежними работами. Особой популярностью пользовались модели, выполненные для конкурсов. Почитатели творчества Пушкина желали их приобрести. В дальнейшем такая возможность у них появилась. Работы Опекушина, статуи и бюсты Пушкина продавались на пушкинской выставке 1880 г. Некоторым посчастливилось получить авторские варианты из рук самого мастера. В числе таких счастливых обладателей оказался, например, И.С. Тургенев. Одна из гипсовых моделей была подарена Опекушиным Голенищеву-Кутузову. Кутузов считал ее «наилучшем по сходству и замыслу изображением Пушкина», она хранилась в кабинете его дома на Фонтанке.
Решение скульптора подарить модель А.А. Голенищеву-Кутузову, другу С.Д. Шереметева, оказалось судьбоносным для памятника Пушкину в Остафьеве. Как уже упоминалось выше, она и послужила основой скульптурной композиции. В исполнении фигуры поэта ощущается рука автора и некоторое сходство с фигурой на Пушкинской площади – скрытая динамика, наклон головы, заведенная за спину рука, та же погруженность в мысли и отрешенность от житейской суеты. Однако остафьевский памятник не является копией монумента на Пушкинской площади, у него собственный уникальный художественный образ. Академик в области гравюры, близкий друг С.Д. Шереметева, Н.З. Панов разработал общий проект памятника с учетом пожеланий заказчика. Бронзовая статуя работы Опекушина, предложенная Голенищевым-Кутузовым, была размещена на пирамидальном пьедестале красного гранита. На фронтальной грани постамента изображены фигуры летящих Слав с венками и трубами, верхняя часть оформлена орнаментом из бронзовых розеток. На трех гранях постамента расположены строки пушкинских стихов. По предложению С.Д. Шереметева на лицевую грань пьедестала поместили бронзовый трапециевидный барельеф с видом Овального зала остафьевского дворца. На барельефе изображен сидящий в кресле Пушкин, в его руках лист бумаги и перо. 15 июля 1913 года состоялось торжественное открытие памятника. Среди многочисленных гостей присутствовали внуки Пушкина.
Прошло уже более ста лет, а памятник Пушкину в Остафьеве пользуется неизменной популярностью у посетителей. Возможно, еще и потому, что при внимательном знакомстве с ним можно обнаружить поэтическую связь с великим поэтом. «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» – гласит одна из надписей на постаменте.
Марина Цветаева писала о памятнике Пушкину на Пушкинской площади: «Мне нравилось, что уходим мы или приходим, а он всегда стоит. Под снегом, под летящими листьями, в заре, в синеве, в мутном молоке зимы – всегда стоит…». Вот так и Пушкин в остафьевском парке – всегда стоит, сквозь века приветствуя всех пришедших к нему.
Автор статьи: Ю.Е. Ковалева
Список используемой литературы:
Квятковская Н.К. Остафьево. М.: Советская Россия, 1990 г.
Смирнова Т.Н. «Мемориальная сюита» из камня и бронзы. История сооружения памятников в усадьбе Остафьево // Горный мир музеев. 2018 г.
Остафьевский сборник, 2017 г.
Суслов И.М. Памятник Пушкину. М.: Московский рабочий, 1983 г.
Козлов В.Ф., Святославский А.В. По Москве пешком: Путеводитель. М.: АНО ИЦ «Москвоведение», 2007 г.
Интернет-ресурс: https://kishinev.info/as-pushkin-monument
Список иллюстраций:
1. Памятник А.С. Пушкину в Остафьеве
2. Памятник А.С. Пушкину на Пушкинской площади
3. Чугунный бюст Пушкина (отливка с работы Теребенева)
4. Проект памятника А.С. Пушкину. Авторы Л. Бахман, Н.А. Лаверецкий
5. Проект памятника А.С. Пушкину. Автор Н.С. Пименов
6. Модели, представленные на первый конкурс 1873 г.
7. Часть моделей, представленных на втором конкурсе 1874 г.
8. Проект памятника А.С. Пушкину. Автор М.М. Антокольский
9. Часть моделей, представленных на третьем конкурсе 1875 г.
10. Памятник А.С. Пушкину в г. Кишиневе
11. Памятник А.С. Пушкину в г. Санкт-Петербурге
Изображения взяты из открытых источников (интернет):
https://photochronograph.ru/2014/10/07/istoriya-pamyatnika-pushkinu/
https://zidanio.livejournal.com/25875.html?noscroll
https://dzen.ru/a/Yh8_Mg960yMD3fO0
https://kishinev.info/as-pushkin-monument