С 1 февраля по 12 марта в музее-заповеднике «Остафьево»-«Русский Парнас» будет проходить персональная выставка живописи Галины Суховой «Под зеленой лампой». В работах этой московской художницы показывается очарование нашей повседневности, гармония момента и быстротечность времени. Они вызывают радостное чувство узнавания хорошо знакомого, чувство достоверности, точности попадания в ощущения и эмоции когда-то пережитые.
Музей-заповедник «Остафьево»-«Русский Парнас» известен как имение князей Вяземских и Шереметевых. В усадьбе собирался весь цвет литературного общества XIX века. В начале XIX века в России создавалось много обществ, в их числе — литературное общество «Зеленая лампа». Оно было создано в 1819 году, в Санкт-Петербурге, крупным землевладельцем, промышленником, певцом и театралом Никитой Всеволожским. Входили в него: Яков Толстой, Петр Каверин, Дмитрий Барков, Сергей Трубецкой, Николай Гнедич, Антон Дельвиг, Федор Глинка и многие другие. Некоторые из них были друзьями князей Вяземских и не один раз гостили в их имении — усадьбе «Остафьево». Одним из самых значимых имен, составлявших этот общество, было имя Александра Сергеевича Пушкина. Собирались в доме Никиты Всеволожского за круглым столом, который освещала лампа с зеленым абажуром. А в первой половине ХХ века «Зеленой лампой» в память той, пушкинской, называли себя участники литературного кружка известных деятелей Серебряного века Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус.
Название выставки «Под зеленой лампой» сближает с теми страницами истории российской культуры. На выставке будет представлено более 30 работ художницы. Это натюрморты с античными бюстами, фруктами и цветами, пейзажи с тихим светом из окна усадебного дома, старым парком с одинокими скульптурами. В диптихе «И будем жить при свете лампы…» показаны сцены из повседневной жизни семьи, в работах серии «В поисках утраченного времени» можно увидеть посетителей музеев, изучающих полотна старых мастеров. В экспозиции также будут представлены портреты известных советских театральных и кино-актеров, так как на собраниях общества «Зеленая лампа» изучали и обсуждали новые пьесы и спектакли. Выставка приглашает посетителей пойти вослед ускользающему свету зеленой лампы — свету надежды, источнику красоты бытия, его недолговечной прелести.
В рамках выставки пройдут авторские экскурсии и мастер-класс по написанию портрета.
Галина Юрьевна Сухова.
Свободный художник, член Творческого Союза Художников России и Международного Художественного фонда. После обучения на курсах дизайна в Европейском Институте Экспертов занималась дизайном одежды и интерьера, создавала костюмы для театральных постановок. Неоднократно участвовала в выставках Центрального Дома Художника в Москве. В 2016 и 2017 году получила Золотую и Серебряные медали Международного арт-фестиваля «Мир без границ» в ЦДХ. Принимала участие в сборных выставках Государственной Третьяковской Галереи. Многочисленные выставки проходили также в Московской Городской думе, выставочных залах МСХ, Гостином дворе и др. Работы находятся в частных коллекциях России, Америки, Швеции.
На изображениях:
«Под зеленой лампой», 80х60 см., холст, масло.
«Окно», 70х60 см., холст, масло.
Из серии «В поисках утраченного времени». Ян Ливенс, Рембрандт. 50х70 см, холст, масло.
«Нефертити». 50х60 см, холст, масло.
«На полочке». 60х70 см, холст, масло.
«Ангел на фоне Шереметевского парка», 50х70, холст, масло.
Диптих «И будем жить при свете лампы», холст, масло.
«Встали в хоровод». 80х60, холст, масло.
Устав от февральских вьюг, переменчивой погоды и череды мрачноватых бессолнечных дней, я очутилась вдруг в царстве цвета, света, фантазии и ...радости.
В уютном зале Музея-заповедника Остафьево поселились на месяц гости — картины художницы Галины Суховой.
Их примерно тридцать, но психологически они занимают все пространство зала с высоким потолком и старинными стрельчатыми окнами.
Иду от картины к картине и меня захватывает поток цветоносности, пастозной насыщенности масляной живописи, своеобразие сюжетов, оригинальность композиций.
В каждой картине пульсирует бликами жизнь, идет разговор то ли о прошлом, то ли о настоящем. Художница берет тебя сразу и безраздельно, вот тут у входа — «разговор» с Рембрандтом. Талантливо!
Но что это за мистерия, что за тайна, вызывающая необычные чувственные впечатления. Это просто талантливо и профессионально с кажущейся легкостью сделанная работа. Суть этой легкости в непоказе, сокрытии труда, раздумий, сомнений и просто житейских трудностей.
Она, женщина художница, как певчий дрозд поет и поет свою песню и нам слышится эта песня, эта музыка солнечных бликов, переливов перламутра на подтаявшем снежке, в прозрачности светло-серого высокого неба над одиноко стоящим красным домом.
Вот стенка с натюрмортами. Я бы скорее назвала — с ожившими натурами, вещами и вещичками. Потому что они радуются и грустят, смеются и шалят под изобретательной рукой художницы. Художница раздала им свои роли и они с удовольствием подчинились ей.
Натюрморт «Нефертити». Обычные вещички — вазочка, синяя рюмка на ножке, две груши, но над ними гипсовая Нефертити с дальним тысячелетним взором. И вздрагиваешь от этой параллели.
Красивый небольшой натюрморт с часиками-будильником. Стрелки показывают без десяти четыре. Спрашиваю: «Почему без десяти чентыре?». Смеется: «Не знаю». А я-то знаю точное время реализации таланта.
А вот работа с красным кувшином. Стекло поет свою торжественную песню о невыносимом напряжении носить этот алый пре-алый цвет.
Стоп. Релакс.
Следующая работа. Ваза из хрусталя на высокой ножке. Ваза, как невеста окутана фатой из беловатых пятнышек, быстрых улетающих штрихов стоит, гордясь своей сине-голубой ножкой и чудится звездная южная ночь с синими горами, где притаилась любовь невесты.
И так каждая картина являет свой фантазийный сюжет.
Отдельно хочу сказать о пейзаже. Мне кажется, что это будущий потенциал художницы угадывается в лучшей ее работе «Солнечный день».
Простой сюжет. Стайка весенних еще голых деревьев. Перед ними пространство уже подтаявшего снега и вода, которая находится в предстоящем порыве стать ручьями, бурливо разбежаться с криком «Весна идет!» Как блестящ5е выполнен технически сложный момент живой ряби на воде. Молодец, Галина!
Другой пейзаж с высоким светло-серым небом и одиноко стоящим красным домом. Но оказывается, дом не одинок. У него есть брат-близнец. Он в отражении спокойной воды. Он также окутан светло-серым небом, прекрасным небом нашей земли.
Высокое небо рождает высокие мысли. До свидания певчий дрозд. Пой и дальше свои песни. Открывай наши усталые глаза навстречу доброму и радостному миру.
Галина Федорова. Заинтересованный зритель.
5 марта 2023 года
P.S. Отдельно выражаю большую благодарность устроителям выставки за грамотный дизайн и психологическую атмосферу. Выставка талантливой художницы отлично вписалась в жизнь музея. Спасибо Вам!