Дорогие друзья! Мы продолжаем программу «Ночи искусств - 2022» под слоганом «Наши традиции».
«Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека».
Д.Б. Кабалевский.
Классики русской музыки любили народный фольклор, широко использовали его. Именно поэтому, часто, в мелодиях рожденных фантазией композитора, мы слышим отголоски народной музыки. Сегодня, в рамках акции «Ночь искусств - 2022» Фонды музея представляют серию памятных медалей о великих русских композиторах, которым удалось объединить в своих произведениях наследие мирового музыкального искусства с русскими народными мелодиями, связать воедино музыку и русский дух, создав произведения, ставшие неотъемлемой частью культурного наследия народов России.
100 лет со дня смерти М.И.Глинки. Автор Виленский З.М. ЛМД. 1958г. Томпак. 67 мм.
Михаил Иванович Глинка является основоположником отечественной русской классической музыки и первым русским композитором-классиком, достигшим мировой славы. Композитору принадлежат замечательные слова: «…создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем». Произведениям Глинки присущи глубокое и разностороннее отображение жизни народа, его мировоззрения и характера, его исторического опыта. Композитор по праву может называться певцом русского народа, ведь искусство Глинки питалось истоками народного творчества, усваивало древнейшие традиции русской хоровой культуры, по-новому претворяло художественные принципы русской композиторской школы того времени. Его творчество вывело русскую музыку на путь широкого, монументального, общенародного искусства. Истоки музыки Глинки уводят в русское народное творчество. Любовью к Родине, ее народу, к русской природе проникнуты лучшие его произведения: народно-героическая опера «Иван Сусанин», сказочно-эпическая опера «Руслан и Людмила», произведения для голоса с фортепиано: романсы, песни, арии симфонические пьесы: увертюры «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде» симфоническая фантазия «Камаринская», «Вальс-фантазия» фортепианные пьесы и др. Как и Пушкин, Глинка исключительно широко отразил в своем творчестве современную действительность, дал новое воплощение народности и национальности в музыкальном искусстве.
П.И. Чайковский. Автор Соколов Н.А. ЛМД. 1951г. Бронза. 60 мм.
«Русская народная песня есть драгоценнейший образец народного творчества; ее самобытный, своеобразный склад, ее изумительно красивые обороты требуют глубочайшей музыкальной эрудиции, чтобы суметь приладить русскую песню к установившимся гармоническим законам, не искажая смысла и духа...»
П.И. Чайковский
Петр Ильич Чайковский очень интересовался фольклором и в своем творчестве неоднократно использовал народные песни. А его труд сборник «50 русских народных песен, положенных для фортепиано в 4 руки», опубликованный в двух тетрадях, приобрел необычайную популярность. В каждой из тетрадей было представлено по 25 народных песен, в которых композитору удалось не только передать художественные образы русских песен, но и усилить эмоциональное содержание каждой песни, найдя уникальный способ передачи специфики и стиля жанра в каждом конкретном образе.
Композитор раскрыл своеобразие отечественной музыкальной традиции, ее ладовую уникальность, которая не укладываясь в мажоро минорные ладовые системы значительно расширила восприятие слушателя, его бесконечный мир эмоций, торжество жизни в ее многообразии.
100 лет со дня рождения А.Н.Скрябина. Автор Кнорре А.Г. ЛМД. 1974г. Томпак. 60 мм.
Александр Николаевич Скрябин как никто другой оказал на современников и ближайших потомков столь захватывающего воздействия в фортепианном исполнительстве, и вообще во всей атмосфере русской духовной жизни - и до, и после революции. Композитору удалось создать оригинальные типы фактуры, новую трактовку фортепиано, импрессионистски утонченную.
Переломный этап в истории России стал, тем не менее, интересным временем в развитии ее культуры. Своим творчеством, Скрябин выразил духовное состояние того переломного времени, сам став эпохой в музыкальной жизни России.
«Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей».
М.П. Мусоргский
Вторая половина XIX века - время рассвета всего русского искусства, когда во всех отношениях музыкальная культура России переживала обновление. В это время складывается музыкальный кружок под названием «Могучая кучка», называвших себя наследниками М. И. Глинки. Главным для них было воплощение в музыке народа. Особенно идеей народности проникся один из наиболее самобытных композиторов – Модест Петрович Мусоргский. Композитор последовательно и сознательно раскрывал в своем творчестве идею народности. Мусоргский горячо любил народную песню. Изучал её по различным сборникам и делал записи заинтересовавших его мелодий для своих сочинений. Началом расцвета его могучего, самобытного таланта, подарившего русской культуре многие гениальные творения стала опера «Борис Годунов», центральным действующим лицом которой стал народ, а жанр оперы опредёлен как народная музыкальная драма. Мусоргский впервые в истории оперы, не только русской, но и мировой нарушил обыкновение представлять народ как нечто единое.