Дом, принадлежащий нескольким поколениям одной семьи, всегда наполнен множеством вещей разного времени и разных стилей. Некоторые из таких предметов, бережно хранимых десятилетиями, создают вокруг себя особенную атмосферу старинной жизни, когда-то царившего в этих стенах домашнего уюта другой эпохи. Время по-особому облагораживает самые простые бытовые вещи, помогает увидеть хрупкость человеческой жизни, поскольку часто предмет, который мы держим в руках, намного пережил его владельца.
Перед нами деревянная рамка для фотографии в стиле модерн. Она прямоугольной формы с откидной ножкой, декорирована резным изображением стилизованных деревьев, на верхушках которых сидят ночные хищные птицы: совы или филины с сильными острыми клювами. Зачерненное дерево фона и диагональные (х– образной формы) крестики на нем создают образ звездного неба. Узкая зачерненная полоска резного орнамента украшает рамку и в нижней части.
Стиль модерн был особенно популярным в России всего два десятилетия (условные хронологические границы: конец 1880-х годов – 1914 год до начала Первой Мировой войны ), но стал очень ярким явлением в искусстве. Его характерные черты: динамичность, изогнутость линий как подражание природным формам растений; отсутствие симметрии; естественные натуральные цвета – серо-жемчужный, серо-голубой, цвет увядшей розы, табачный, светло-коричневый; обилие орнаментов, заключающих в себе символическое, мифологическое значение.
Совы и филины – излюбленные персонажи модерна. В народной, фольклорной традиции сова связана с нечистой силой. В то же время в античной культуре сова – спутница Афины Паллады, олицетворяющая мудрость. В период господства стиля модерн у входа в дом и на стенах часто изображали сову как охранительницу и защитницу. На время создания предмета указывает не только характерный для этого стиля выбор представителей пернатого мира и орнамент. Самое ценное то, что на рамке есть автограф. На обратной стороне хорошо видны подпись и дата: « 19 Ноября 1907г. Отъ Марiи Гудовичъ». Написание имени и фамилии выполнено по правилам орфографии до 1917 года. Твердый знак «ъ» или «ер» ставили в словах, оканчивающихся на согласную букву, а «i» ставилась в том случае, если за ней сразу шла гласная буква.
Мария Сергеевна Гудович, урожденная Шереметева – младшая и любимая дочь графа Сергея Дмитриевича Шереметева. 19 мая 1880 года у Екатерины Павловны родилась двойня, но вторая девочка не выжила. В мемуарах С.Д. Шереметева читаем: «…в Кускове умерла новорожденная наша дочь Екатерина, рожденная вместе с Марьей». Крестили Марию в Спасской церкви в Кускове, восприемниками были родной дядя Сергея Дмитриевича, действительный статский советник Борис Сергеевич Шереметев – русский композитор, автор романсов на стихи А.С. Пушкина, А.К. Толстого, Ф.И. Тютчева и бабушка Мария Аркадьевна Вяземская, в честь которой и было дано имя новорожденной.
По воспоминаниям родных - Мария с детства любила поэзию, сама сочиняла стихи, увлекалась рисованием. Живописью с ней занимался художник - пейзажист Константин Яковлевич Крыжицкий. Об этом писала в 1897 году Екатерина Павловна Шереметева в одном из писем сыну Павлу из Михайловского. В некоторых источниках говорится, что учителем Марии также был Николай Петрович Богданов-Бельский, он же написал ее портрет в 18-летнем возрасте с палитрой и кистями в руках. Очень нежная, юная, на портрете она похожа на свою матушку Екатерину Павловну в молодости. Портрет был создан художником в Михайловском. Ее старшая сестра Анна Сергеевна писала, что Мария всегда была кроткой, покорной, мирной и наивной в отличие от нее самой с ее «несносным, неугомонным» характером. Возможно, эта некоторая отрешенность от «жизненного нерва» была самоуглубленностью, сосредоточенностью на внутренней жизни. А дочь брата Елена Петровна Шереметева-Голицина сохранила детские воспоминания о том, как в Михайловском Мария Сергеевна много времени уделяла им детям: «…тетя Марья Гудович часто читала нам в своей комнате…». Как и ее старшая сестра, графиня Мария Шереметева была пожалована во фрейлины императрицы. В 19 лет вышла замуж. Свадьбу Марии Сергеевны и Александра Васильевича Гудовича, состоявшуюся 23 января 1900 года, в прессе называли «свадьбой века». Венчались они в церкви Странноприимного дома. Род графов Гудовичей имел польские корни, но в ХIХ столетии Гудовичи уже были известны как русские аристократы. Похоже, брак был счастливым.
Мария Сергеевна очень любила мужа и детей, родителей, была предана семье, всем своим близким. Не случайно Сергей Дмитриевич, обладавший непростым характером, ее особенно любил и с ней хорошо ладил. Свидетельством их душевной близости явилась чудом сохранившаяся переписка с декабря 1916 по апрель 1917 года, которая в настоящее время находится в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки. За краткими сведениями встает очень привлекательный образ человека. О ней, наверное, можно сказать – отличалась высоким строем души.
Сохранилось немало фотографий всей большой семьи Шереметевых, все три поколения - родители, дети, внуки часто собирались вместе: на пикнике в Михайловском, в Кускове, в Остафьеве… До 1917 года они жили мирной насыщенной жизнью в трудах, заботах, радостях и тревогах. И очень много успевали сделать для своей страны. Занимались благотворительностью, издательской деятельностью, были хранителями бесценных документов, огромной библиотеки, разнообразных коллекций произведений искусства, собранных многими представителями рода Шереметевых. Позже все это стало основой нескольких музеев.
После революции почти у всех членов семьи судьбы сложились трагично. Если говорить о семье Гудовичей, то Александр Васильевич был расстрелян большевиками в 1919 году. Мария Сергеевна так и не поверила в его гибель, ждала и надеялась с ним встретиться. Ее арестовали в 1920, освободили в 1924 году. После освобождения ее нельзя было узнать, так она изменилась, постарела. Впоследствии Мария Сергеевна жила в семье младшего сына, который тоже прошел тюрьму, умерла в 1945 году.
Но когда Мария Сергеевна подписывала рамку для фотографии, до страшных событий было еще почти 10 лет. Кому адресовала она свой подарок? Дата «19 ноября 1907г.» указана по старому стилю по юлианскому календарю, поскольку в России переход на григорианский календарь произошел в 1918 году (наше летоисчисление было приведено в соответствие с западноевропейским, в календарь ввели поправку в 13 суток).
Рамка долгие годы хранилась у Ольги Борисовны Бредихиной, урожденной Шереметевой, дочери двоюродного брата Сергея Дмитриевича Шереметева - Бориса Борисовича. У нее были сосредоточены многие памятные вещи всей семьи. Детей у Ольги Борисовны не было, может это и стало причиной того, что все хранилось у нее: книги, изданные Сергеем Дмитриевичем, фотографии, бытовые предметы, рисунки, ученические работы, иконы, мебель, и даже визитки. Она берегла все это в те времена, когда за многие из этих предметов можно было поплатиться не только свободой, но и жизнью. Когда ее не стало, все наследство перешло племяннице Ольге Сергеевне, которая передала значительную часть собрания нашему музею.
Мы можем предполагать, что рамка была подарком кому-то из родных. В 1907 году Борис Борисович еще не женат, но у него были братья: Борис, Николай, Василий и сестра Дарья. По святцам Николай и Василий – именинники 19 ноября. Может быть, кто-то из них - адресат подарка. Возможно, подарок был сделан спонтанно, т. е. Мария Сергеевна решила навестить родных, по пути купила рамочку, чтобы порадовать их и подписала на память, не исключено - по их же просьбе.
Пока нет точного ответа на вопрос: кому Мария Сергеевна подписала и подарила рамку для фотографии. Но мы надеемся, что со временем появятся новые факты и раскроются подробности этой истории.
Литература
- Мемуары графа С.Д. Шереметева. Т. 1 - М. Изд. « Индрик». 2004г.
- Шереметевы в судьбе России. Воспоминания. Дневники. Письма. – М.
Издательский дом «Звонница». 2001 г.
- Краско А. Три века городкой усадьбы графов Шереметевых. Люди и события-
Litmir.me
Автор: Н. Баландина.