…комната эта служит средоточием остафьевских преданий, драгоценных воспоминаний…
С.Д. Шереметев
Карамзинская комната не раз меняла свой облик, но всегда оставалась духовным центром остафьевского дома. Именно она стала ядром общедоступного историко-литературного музея, открытого в 1899 году к 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Проект «Три облика Карамзинской комнаты» рассматривает смысловое и предметное наполнение интерьера Карамзинской комнаты со времен Н.М. Карамзина до закрытия музея в 1930 году.
Реконструированные по фотографиям и почтовым открыткам начала XX в. стол историографа и козлы с документами, напольная конторка отсылают к первому, строгому и аскетичному, облику Карамзинской комнаты периода 1804‒1816 гг., запечатленному М.П. Погодиным в воспоминаниях 1845 года: «голые штукатуренные стены,… широкий сосновый стол,… ничем не прикрытый, простой деревянный стул, несколько козлов, с наложенными досками, на которых раскладены рукописи, книги, тетради, бумаги...».
Второй облик Карамзинской комнаты начал складываться после 1860-х гг., когда князь Павел Петрович Вяземский разместил в ней реликвии Александра Сергеевича Пушкина и своего отца ‒ Петра Андреевича Вяземского. Последний владелец Остафьева граф С.Д. Шереметев продолжил работу над интерьером комнаты в преддверии пушкинского юбилея 1899 года. Впоследствии в Карамзинской комнате «сосредоточены были со всего дома портреты и вещи, связанные с семейными, литературными и историческими воспоминаниями князя Петра Андреевича Вяземского и его друзей».
К 1907 году вид Карамзинской комнаты окончательно сформировался. Он стал олицетворением Русского Парнаса и был запечатлен на почтовых открытках, изданных С.Д. Шереметевым в том же году. Карамзинская комната стала представлять собой не только мемориальное пространство, в котором была написана основная часть «Истории государства Российского», не только первый историко-литературный музей пушкинской эпохи, но и первый музей князя П.А. Вяземского. В настоящем проекте этот облик представлен лишь фрагментарно, поскольку большинство мемориальных предметов находятся в музеях Москвы и Санкт-Петербурга.
Третий облик Карамзинской комнаты сохранился на фотографиях конца 1920-х годов, последних лет существования музея. Судя по изображениям, предметный ряд мемориальной экспозиции заметно сократился, но, несмотря на это, первому заведующему музеем П.С. Шереметеву удалось сохранить важнейшие реликвии. Вскоре Павел Сергеевич был выселен из усадьбы, а музей в Остафьеве ликвидирован. Большое количество экспонатов Карамзинской комнаты в 1930 году поступило в Государственную библиотеку им. Ленина (сейчас – Российская государственная библиотека).
Сегодня музей дает уникальную возможность увидеть эти мемориальные предметы, любезно предоставленные Российской государственной библиотекой и Государственным музеем А.С. Пушкина, в родных стенах Карамзинской комнаты. Хорошим дополнением проекта стали мемориальные остафьевские предметы, находящиеся в фондах Государственного музея-усадьбы «Остафьево» – «Русский Парнас».
Экскурсию по выставке смотрите по ссылке.