С 15 апреля по 26 июня в музее-усадьбе «Остафьево»–«Русский Парнас» проходит выставка «Русский акварельный портрет XIX века» из собрания Московского музея-усадьбы «Останкино». В экспозиции представлено 57 акварельных работ известных русских и иностранных мастеров, дополненных аксессуарами и предметами декоративно-прикладного искусства того времени.
Как самостоятельный жанр акварельный портрет появился в России в начале XIX века благодаря иностранным мастерам, в том числе французскому художнику-миниатюристу Жану-Анри Беннеру, и работавшему одновременно с ним, петербургскому мастеру Леонтию Брамсону, выходцу из Германии, принявшему русское подданство. Работы Беннера представлены на выставке портретами членов российской императорской фамилии, которые отличает тщательная детализация туалетов и драгоценностей, но характер и духовный образ моделей остаются далеким от идеала. В то же время Брамсон, при всем несовершенстве своего далекого от академизма живописного языка, сумел создать произведения, в которых характер портретируемых передан с подкупающей откровенностью.
Ко второй четверти XIX столетия акварельный портрет в России выработал свой собственный стиль, отличающийся свободой художественных средств и особым подходом к личности модели. Появились русские мастера, специализировавшиеся только на этом жанре. Самый известный среди них – Петр Федорович Соколов – представлен в экспозиции элегантным портретом банкира барона Александра фон Штиглица. Чтобы подчеркнуть богатство портретируемого, у него в руке изображено заемное письмо от барона Ротшильда на миллион фунтов стерлингов.
Младший современник Петра Федоровича Соколова, Владимир Иванович Гау — один из известнейших русских мастеров, посвятивший себя исключительно акварельному портрету. Отточенная техника, сдержанный, сбалансированный колорит его портретов, а также умение тонко польстить модели сделали его модным и востребованным художником. Портреты, выполненные Владимиром Гау часто копировали. Одну из таких копий — портрет великого князя Николая Александровича и великой княжны Александры Александровны, подписанный шутливым псевдонимом «Подраженцов» — зрители смогут увидеть на выставке. Предполагается, что копия была исполнена кем-то из членов императорской семьи под непосредственным руководством художника. Также будут представлены несколько работ выполненные самим Владимиром Гау, среди которых портреты графини Любови Александровны Мусиной-Пушкиной и князя Михаила Павловича Голицына.
Другой слой русского общества — московское купечество, дворянство среднего достатка, разночинная интеллигенция — представлен на выставке акварельными работами выпускника Московского училища живописи и ваяния Алексея Ивановича Стрелковского, и неизвестного мастера, подписывавшегося как Алексеев. У Алексеева особый интерес представляет пара портретов — купчиха-мать в повойнике и богатой яркой шали, несмотря на траур по мужу, купцу в синей сибирке, портрет которого написан после его смерти с имевшегося в семье живописного оригинала.
К 1830-м годам акварельный портрет приобрел большую популярность — им активно стали заниматься художники-любители, чаще всего рисовавшие родных, друзей или же копировавшие их портреты с работ художников-профессионалов. Некоторые из них добились определенной известности – это Екатерина Бакунина-Полторацкая, первая юношеская любовь А.С. Пушкина, и Дмитрий Пален, сослуживец Михаила Лермонтова, известный портретами офицеров и изображениями военных сцен.
Конец широчайшей популярности акварельного портрета в России положило повсеместное распространение во второй половине столетия более дешевой и легкой в исполнении фотографии. И лишь отдельные мастера продолжили традиции акварельной живописи, выявляя совершенно особенные возможности акварельного портрета, далекого и от парадной живописи, и от протокольной застылости фотографии.
Выставка в Музее-усадьбе «Остафьево»-«Русский Парнас» – одна из редких возможностей для зрителя увидеть уникальные произведения «вживую» и оценить всю прелесть маленьких шедевров, привлекающих изысканностью колорита и виртуозной техникой владения акварелью.