Горы, скаты их, вершины,
Тополь, лавр и кипарис
И во глубь морской пучины
Выдвигающийся мыс <…>
С негой юга сны востока
Поэтические сны,
Вести, гости издалека,
Из волшебной стороны, –
Все для северного сына
Говорит про мир иной;
За картиною картина,
Красота за красотой:
Тишь и сладость неги южной,
В небе звездный караван,
Здесь струей среброжемчужной
Тихо плачущий фонтан.
И при месячном сияньи,
С моря, с долу, с высоты
Вьются в сребряном мерцаньи
Тени, образы, мечты.
П.А. Вяземский. Месячная ночь. 1867 г.
Так писал князь П.А. Вяземский о Крыме, который впервые посетил летом 1867 г. в составе свиты императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Князь познакомился с Марией Александровной в 1855 г. и сразу оценил ум, такт, обаяние и высокие душевные качества государыни. Князь посвятил ей немало стихотворений: «Не только царской диадимой…», «Государыне Императрице», «Деревенские праздники», во время заграничных поездок поддерживал регулярную переписку. 6 июля 1867 г. вместе с членами свиты императрицы Вяземский отправился в большое путешествие, конечным пунктом которого был Ливадийский дворец в Крыму. Южнобережное имение Ливадия было куплено Департаментом Уделов министерства императорского двора у наследников графа Л.С. Потоцкого в 1860 г. и по указу императора передано в дар Марии Александровне. Государыня была очарована этим имением и называла его в письмах не иначе, как «моя милая Ливадия». По желанию императрицы в Ливадию был приглашен известный архитектор И.А. Монигетти, который перестроил бывший дом Потоцкого в Большой дворец, выстроил в восточном стиле Малый дворец для великих князей, дома для свиты, а также Крестовоздвиженскую церковь, возведенную в стиле архитектуры Закавказья и Византии. Дворцово-парковый ансамбль в Ливадии никого не оставлял равнодушным:
Древний мир очарованья
Ныне вновь помолодел;
Словно в первый день созданья
Юной жизнью он расцвел <…>
Он увенчан, опоясан
Он жемчужною волной,
Свод небес над ним так ясен,
Да и сам он – рай земной.
П.А. Вяземский. Ливадия (27-го июля). 1867 г.
Высочайший приезд в полностью обустроенное имение состоялся в августе 1867 г. Как писал современник, «Государь Император ежедневно совершал прогулки по утрам – в Ореанду, Кореиз, Гаспру, Алупку, Гурзуф, в лесничество и к водопаду Учан-Су – в коляске или верхом, купался в море, ходил пешком. В минуты отдыха слушал прекрасные стихи поэта Вяземского, который в это время еще состоял при Дворе и, несмотря на свои 75 лет, казался бодрым и впечатлительным». Восхищение от прогулок по южнобережным имениям нашло отражение в стихотворениях Вяземского:
Слуху милые названья,
Зренью милые места!
Светлой цепью обаянья
К вам прикована мечта.
Вот Ливадия, Массандра!
Благозвучные слова!
С древних берегов Меандра
Их навеяла молва.
Гаспра тихая! Красиво
Расцветающий Мисхор!
Орианда, горделиво
Поражающая взор!
Живописного узора
Светлый, свежий лоскуток –
Кореиз, звездой с Босфора
Озарённый уголок!
Солнце, тень, благоуханье,
Гор Таврических краса,
В немерцающем сиянье
Голубые небеса!
Моря блеск и тишь, и трепет!
И средь тьмы и тишины
Вдоль прибрежья плач и лепет
Ночью плещущей волны!
П.А. Вяземский. «Слуху милые названья…». 1867 г.
Под пером Вяземского вслед за «милыми слуху» названиями словно оживает чарующая природа полуострова, запечатленная, как на фотографии, в его стихотворениях. Императрица нередко просила князя подарить ей такие «поэтические фотографии», и Вяземский сочинил целый цикл крымских стихотворений. Помимо уже процитированных, это «Аю-Даг (Дорогою)», «Бахчисарай (Ночью при иллюминации)», «Чуфут-Кале», «Возвращаясь из Кореиза», «Вдоль горы, поросшей лесом…», «Горы ночью (Дорогою)», «Орианда», «В Орианде». Особенно лиричными и проникновенными у него получались «ночные» стихотворения, полные любованием морем и южным небом, бархатным, бездонным и звездным:
Не выразит язык земной
Твоих рыдающих созвучий,
Когда, о море, в тьме ночной
Раздастся голос твой могучий!
Кругом всё тихо! Ветр уснул
На возвышеньях Аюдага;
Ни человеческого шага,
Ни слов людских не слышен гул.
П.А. Вяземский. «Опять я слышу этот шум…». 1867 г.
Южный цикл стихотворений Вяземский так и назвал – «Крымские фотографии 1867 года».
Использованная литература:
1. Бондаренко В.В. Вяземский / Вячеслав Бондаренко. 2-е изд., испр. и доп. М., 2014.
2. Вяземский П.А. Полное собрание сочинений в 12 томах. Т. XII. СПб., 1896.
3. Калинин Н., Земляниченко М. Романовы и Крым. «У всех нас осталась тоска по Крыму…». Симферополь, 2007.