Остафьево – одно из мест, хранящих память об Александре Сергеевиче Пушкине. Поэт несколько раз приезжал в усадьбу, принадлежавшую одному из его ближайших друзей, князю Петру Андреевичу Вяземскому. Они познакомились в 1816 году, переписывались и общались до последних дней жизни Александра Сергеевича. Известно более 70 писем от Пушкина к Вяземском и более 40 от князя к поэту. После гибели Александра Сергеевича, которая стала потрясением для Петра Андреевича, он в течение десятилетий обдумывал их встречи, разговоры, споры, события последних дней перед дуэлью. Вяземский оставил воспоминания о Пушкине в «Автобиографическом введении» к собранию своих сочинений, в «Записных книжках», в мемуарных публикациях, в литературно-критических статьях и в позднейших приписках к ним.
В 1826 году Александр Сергеевич подружился с маленьким сыном владельца Остафьево, Павлушей. Впоследствии князь Павел Петрович Вяземский всю жизнь дорожил памятью о великом поэте. В 1880-х годах один из современников князя отметил, что П.П. Вяземский «жил прошлым, где над всем и всеми царил Пушкин». Павел Петрович написал книгу «Александр Сергеевич Пушкин. По документам Остафьевского архива и личным воспоминаниям». В 1870-1880-е гг. П.П. Вяземский создал в Остафьеве своеобразный домашний «музей предметов, являющихся дорогим воспоминанием того времени». В Карамзинской комнате, где знаменитый историограф работал над «Историей государства Российского» в 1804-1816 гг., были размещены личные вещи Н.М. Карамзина, П.А. Вяземского, на стенах висели портреты друзей и знакомых. Граф С.Д. Шереметев, женившийся на дочери князя Павла Петровича, Екатерине Павловне, и затем ставший последним частным владельцем усадьбы, написал в своем очерке «Остафьево»: «Здесь им уже собрано было всё более ценное и любопытное».
После 1884 года князь П.П. Вяземский, выполняя волю отца, Петра Андреевича, перевез пушкинские реликвии из Санкт-Петербурга в Остафьево. Некоторые из этих предметов Наталья Николаевна Пушкина передала П.А. Вяземскому после гибели поэта. Павел Петрович разместил пушкинские реликвии в Карамзинской комнате, в которой, согласно преданию, Александр Сергеевич останавливался во время своих приездов в усадьбу. 26 мая 1899 года граф Сергей Дмитриевич и его супруга графиня Екатерина Павловна Шереметевы торжественно отмечали столетие со дня рождения Александра Сергеевича в своей усадьбе Остафьево. В этот день в Карамзинской комнате, которая с тех пор стала упоминаться и как Пушкинская, был открыт один из первых в России музеев, посвященных поэту.
Почтовая открытка. Остафьево. Письменный стол А.С.Пушкина, его трость, жилет, в котором смертельно был ранен. Фототипия П.П. Павлова с фотографии нач. ХХ в.
Среди реликвий в Карамзинской (Пушкинской) комнате находился письменный стол, сделанный из красного дерева в начале XIX века. На столе в кипарисовой витрине-футляре лежал жилет из черного сукна, в котором Пушкин был смертельно ранен на дуэли. К жилету Петр Андреевич Вяземский приложил записку: «Для хранения в Остафьеве. Жилет А.С. Пушкина, в котором он дрался 27 января 1837 года…». В витрине также находилась белая лайковая перчатка П.А. Вяземского, парная к той, что была положена в гроб А.С. Пушкина, свеча с отпевания и кора с березы, возле которой Александр Сергеевич стоял во время дуэли. Вещи были прикреплены ко дну витрины шнурами и опечатаны гербовой печатью князей Вяземских. В стеклянную крышку витрины был вставлен карандашный рисунок места дуэли, выполненный художником И.Я. Красницким.
На столе лежала трость Александра Сергеевича. В набалдашнике трости была закреплена пуговица с вензелем Петра I. По преданию, эта пуговица с мундира императора хранилась у А.П. Ганннибала. Здесь стоял чернильный прибор поэта. Также был размещен литографический портрет В.А. Жуковского с надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя …», подаренный юному Пушкину в 1820 году. На столе находился акварельный портрет тридцатилетней Натальи Николаевны работы В.И. Гау, выполненный в 1842–1843 гг. Рядом был небольшой бюст поэта работы А.И. Тербенева, отлитый в 1830-е годы. Местоположения предметов менялись, что подтверждают фотографии разных лет.
Берегли здесь и черный деревянный ящик с пятью сосновыми щепами, к крышке была прикреплена записка «Праздник Преполовения за рекой. Прогулка с Пушкиным. 1828-ой год». А.С. Пушкин и П.А. Вяземский подобрали щепы с места казни декабристов, что подтверждает письмо Петра Андреевича к жене от 18 апреля того же года. Вяземский сообщает, что в этот день вместе с Пушкиным переправились через Неву на лодке и гуляли по Петропавловской крепости.
Почтовая открытка. Остафьево. Карамзинская комната. Портрет Пушкина. Фототипия П.П.Павлова с фотографии нач. ХХ в
В Карамзинской комнате хранились тринадцать автографов поэта, в числе которых его письма к П.А. Вяземскому, В.А. Жуковскому, П.А. Катенину.
В витрине находились прижизненные издания Пушкина. Среди них: «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Руслан и Людмила», два тома «Современника».
Одним из экспонатов была бронзовая медаль с изображением А.С. Пушкина на одной стороне, и выбитыми строками четверостишия «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», выполненная И.И. Чукмасовым в 1862 году.
На стенах были размещены несколько портретов Александра Сергеевича. Среди них – копия с работы О.А. Кипренского, выполненная Г. Арбеньевым. Над дверью можно было видеть картину «Портрет Пушкина в гробу», написанную А.А. Козловым по его собственному эскизу, сделанному 30 января 1837 года. В комнате находились картина «Субботнее собрание у Жуковского», где в числе прочих изображены Пушкин, Плетнев, Гоголь, Одоевский, Крылов, а также коллаж трех портретов: Пушкина, Карамзина и Жуковского.
Когда в 1880 году в Первопрестольной открывали памятник А.С. Пушкину работы А.М. Опекушина, были устроены выставки, сначала в Москве, а затем в Санкт-Петербурге. Князь П.П. Вяземский предоставлял некоторые предметы из Остафьева, связанные с Пушкиным, на выставки, посвященные поэту. Из каталога Пушкинской выставки в Петербурге известно, что Павел Петрович передавал на выставку следующие предметы: жилет Александра Сергеевича, находящийся в особой витрине; копию портрета с оригинала О.А. Кипренского; картину «Субботнее собрание у Жуковского»; рисунок «Место дуэли Пушкина»; бронзовую медаль 1862 года с изображением поэта. Также некоторые пушкинские реликвии из Остафьева были представлены на выставке, проводившейся в 1887 году в память 50-летия гибели великого поэта.
При ликвидации музея в Остафьеве в 1930 году предметы из Карамзинской комнаты были перевезены в Государственную библиотеку им. В.И. Ленина. В дальнейшем пушкинские реликвии из Ленинской библиотеки поступили в ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом) и Мемориальный музей-квартиру А.С. Пушкина на Мойке.
Трофимова Т.И.
Список литературы
1. Баландина Н.Г. К вопросу о наполнении Карамзинской комнаты в 1930 году (по документам из Архива РГБ) // Карамзинский сборник. Выпуск 8. М., 2021.
2. Всероссийский музей А.С. Пушкина: [сайт]. http://www.museumpushkin.ru
3. Вяземский П.П. Александр Сергеевич Пушкин. 1826-1837. По документам Остафьевского архива и личным воспоминаниям. Остафьево, 2009.
4. Карнишина Л.М. А.С. Пушкин и Остафьево // Владельцы и гости усадеб Остафьево и Михайловское. Остафьево, 2017.
5. Карнишина Л.М. П.П. Вяземский и А.С. Пушкин // Владельцы и гости усадеб Остафьево и Михайловское. Остафьево, 2017.
6. Каталог Пушкинской выставки, устроенной комитетом общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым. Санкт-Петербург, 1880.
7. Квятковская Н.К. Остафьево. М., 1990.
8. Опочинин Е.Н. Памяти князя Павла Петровича Вяземского. Санкт-Петербург, 1888.
9. Севостьянова Н.Т. Методические рекомендации к тематической экскурсии «Николай Михайлович Карамзин» Государственного музея-усадьбы «Остафьево» - «Русский Парнас», 2016.
10. Шереметев С.Д. Остафьево. Санкт-Петербург, 1889 // https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01004424379?page=1&rotate=0&theme=white