Разделитель

Афиша

11.10.2021
Фонды Остафьево: памятная медаль «Н.М. Карамзин. Усадьба Остафьево»
2010-Карамзин(Забалуев, СПМД)-Тк-65-ав.JPG
 «Неужто ни одна русская душа не принесет достойной дани его памяти?» А.С. Пушкин.
В 2021 году исполняется 255 лет со дня рождения Николая Михайловича Карамзина – выдающегося русского писателя и историографа.
В 37 лет в зените своей славы он подвергает себя добровольному заточению в стенах усадьбы Остафьево и принимается за «Историю государства Российского».
В 2010 году по предложению Государственного музея-усадьбы «Остафьево» – «Русский Парнас» московский скульптор Андрей Станиславович Забалуев (г.р. 1959) выполнил памятную медаль «Н.М. Карамзин. Усадьба Остафьево» (2010, диаметр 65 мм). Медаль отчеканена на Санкт-Петербургском монетном дворе в двух вариантах: в томпаке (тираж 100 экз.) и в мельхиоре (тираж 5 экз.).
Аверс медали имеет сложную композицию: на фоне парадного фасада усадебного дома изображены раскрытый первый том «Истории государства Российского», портрет Н.М. Карамзина и чернильница с тремя гусиными перьями. Сверху и снизу надписи «Усадьба Остафьево» и «Н.М.Карамзин». Справа внизу на поле – монограмма автора «АСЗ».
2010-Карамзин(Забалуев, СПМД)-Тк-65-рев.JPG
На реверсе медали слева изображена скульптура древнегреческой музы истории Клио со свитком в одной руке и грифелем – в другой. В центре – лист с текстом в шесть строк: «Карамзин / есть первый / наш историк / и последний / летописец. / А.Пушкин». Свободное поле медали занимают: справа – лавровая ветвь (символ славы и вечной жизни); слева и сверху – условные изображения деревьев и кустов лирического пейзажа; внизу на поле – монограмма Санкт-Петербургского монетного двора.
Забалуев НМК1.JPG
На эскизах реверса можно увидеть творческий поиск художника. Как рассказывал Андрей Станиславович, идея изображения музы истории Клио пришла сразу, она создана по мраморной скульптуре, хранящейся в Государственном Эрмитаже, – римская копия II века с греческого оригинала. Среди множества вариантов цитат надо было выбрать одну, а на эскизах сохранились несколько. Шрифт художник стремился приблизить к рукописному, а свиток состарить и передать трепетность и хрупкость листа. Автор тонко компонует разнородные элементы изображения, удачно использует ненавязчивую символику, скупыми средствами медальерного искусства добивается впечатления пространственной глубины.
Забалуев НМК1 эскиз.JPG
Забалуев НМК эскиз.JPG