Резная мебель, золоченая или окрашенная, выполненная в стиле классицизма в последней четверти XYIII - начале XIX веков, занимает особое место в русской мебельной практике, не случайно это время называют «золотым веком» в мебельном деле. Русские мастера достигли замечательных результатов в ее изготовлении. Это не удивительно, поскольку резьба по дереву была традиционным занятием в России, связана она была, прежде всего, с церковным строительством, с опытом сложных работ по созданию многоярусных иконостасов. Основным художественным центром декоративной резьбы по дереву во второй половине XVII в. была одна из мастерских Оружейной палаты, во времена правления царя Алексея Михайловича, мастера занимались меблировкой Теремного дворца, что способствовало развитию отрасли изготовления мебели. Связана резьба по дереву была и с кораблестроением, до 1720-х годов особенно богатым золоченым резным декором отличались военные суда. При Петре I с возведением новой столицы многие резчики и позолотчики перешли в Адмиралтейство, требовались специалисты этого направления также для оформления парадных дворцовых интерьеров. После выхода в 1762 году Указа «О вольности дворянской», освобождающего дворян от обязательной государственной службы, появилось время заниматься обустройством своих усадеб, начался период активного строительства городских и усадебных домов, особенно в Москве и Подмосковье. Появились десятки мастерских по изготовлению предметов из резного золоченого дерева. Возглавляли эти мастерские иностранные мастера, а работали в них русские обученные люди, которые становились прекрасными специалистами. «Московские резчики под началом иностранных специалистов осваивают в тот период отнюдь не технику резьбы…, а постигают культуру формообразования, конструирования и декорирования мебели, перенимают стилистические тонкости выразительного языка классицизма» (И.К. Ботт). Главной характеристикой этого художественного стиля было обращение к античному наследию. Мебель была строгой с ясно выраженной конструкцией, прямыми линиями, украшалась античным орнаментом. Декор, помимо традиционных элементов и сюжетов греко-римской античности в виде меандра, лавра, акантовых листьев, цветочных гирлянд, розеток, свисающих драпировок-полотенец, букраний…, включал c конца XVIII в. и египетские мотивы: изображения сфинксов, фигур египтянок, цветков лотоса... По составу мебель этого периода была очень разнообразной: кресла, стулья, консольные столы, постаменты, напольные курильницы, торшеры, геридоны, каминные экраны, рамы для картин… Особенно интересны на наш взгляд как раз геридоны, торшеры и курильницы, которые позже или вышли из обихода, или видоизменились. Ниже мы рассмотрим подобные предметы из остафьевской коллекции мебели.
Не только золоченая мебель наполняла дома дворянства в последней четверти XYIII столетия, но и полихромно окрашенная. В России всегда тяготели к нарядной отделке, вспомним стиль «русского узорочья» и в храмовом и гражданском строительстве. В том числе цвет активно использовали и в украшении мебели.
В остафьевском доме находилось немало такой полихромно окрашенной мебели, например консольные столики, сохранившиеся до наших дней. Их два вида: одна пара с раскраской голубыми, светло-зелеными, светло-коричневыми и розовыми тонами по белому фону и с резными цветочными гирляндами; другая пара с раскраской в два тона – синим и белым цветом. Несколько гарнитуров кресел 1790-х годов из Остафьева, как выяснилось во время реставрационных работ, были именно окрашенные. Но особенно нарядно смотрелась золоченая мебель, которая также была в обстановке дома Вяземских. Это стулья, кресла, геридоны. Выпуклые детали резьбы полировали, вогнутые оставляли матовыми, что способствовало игре света, делало резной декор пластичным и живым. Правда в Остафьеве такая мебель не отличалась орнаментальной пышностью, как, например, в Останкинском дворце Николая Петровича Шереметева.
Торшер из остафьевского мебельного собрания, о котором дальше пойдет речь, хотя этот предмет не мемориальный, вполне органичен усадебной мебели Вяземских, которая в целом характеризуется сдержанностью художественного оформления.
Напольный торшер - декоративный обстановочный предмет, тип античного треножника в виде узкой колонны с канелюрами на высоком, расширяющемся книзу пьедестале, опирающемся на резные львиные лапы. В декоре применены ампирные мотивы - в основании колонны на пьедестале установлены фигурки сфинксов, выполненные из мастики. Венчает предмет круглая площадка. Основой для изготовления таких предметов, как правило, служила сосна, а резной декор выполняли из липы, древесина которой мягкая, пластичная и ее легко резать. Резные детали наклеивали. Затем предмет покрывали левкасом. Левкас - это грунт, изготовленный, в основном, из смеси мела и клея, на который наносили позолоту. Мастика, из которой выполнены фигурки сфинксов изготовлена также из густой смеси мела и клея, в горячем виде ей придавали форму, когда же материал остывал, он становился достаточно прочным.
Первоначальное назначение предмета - геридон, то есть подставка на одной ножке для канделябра или какой-либо декоративной вазы. Подобные вещи были характерны для русских аристократических интерьеров в последней четверти XVIII века. Позже, в конце XIX или начале ХХ столетия, просверлили отверстия для электрического шнура и предмет стали использовать как торшер с электрической лампой на верхней площадке.
При поступлении в музей торшер был весь золоченый. Интересные подробности цветового решения выяснились во время реставрации. Физико-химический анализ, который провели во Всероссийском научно-реставрационном центре им. академика И.Э. Грабаря, показал, что первоначально сфинксы имели полихромную раскраску. Они были частично вызолочены, частично окрашены краской имитирующей старую бронзу. Сотрудниками музея и реставраторами было решено вернуть предмету первоначальный облик, так он более выразителен и соответствует вкусовым требованиям своего времени. Именно фигурки сфинксов позволили более точно датировать предмет. Египетские мотивы появились в мебели после египетского похода Наполеона (1798 -1801 гг.).
Не менее интересна напольная курильница из остафьевского музейного собрания мебели.
Поступил предмет как геридон, то есть столик-подставка. Но при внимательном осмотре, изучении аналогов, после консультаций с коллегами, было установлено, что это курильница. Первоначальное функциональное назначение предмета подтвердили во Всероссийском научно-реставрационном центре им. академика И.Э. Грабаря, где были проведены реставрационные работы. Конструкция предмета состоит из треножника и верхней части в виде вазона, которая предназначалась для чаши курильницы. Предмет поступил с утратами. И главная из них – металлические вкладыши (где размещались ароматические смеси) в чаше, которую поддерживает треножник. Безошибочно опознать курильницу или ароматницу можно как раз по емкостям с перфорированной крышкой, то есть крышкой с отверстиями. Сквозь отверстия постепенно просачивался аромат, сохраняясь дольше, чем в открытой вазе.
Обычно курильницы имели два вкладыша из металла: в первый - большего размера клали раскаленные угли, а второй, меньший, заполняли ароматными смолами хвойных деревьев (например, очень насыщенный запах источают можжевельник и кедр) или смесью ароматических трав. Горячие угли нагревали смеси и ароматные запахи распространялись более эффективно. Ароматницы, курильницы были очень распространены в связи с необходимостью не только ароматизировать, но и дезинфицировать воздух в помещениях. Известно, что, например, эфирные масла имеют антимикробное действие. Естественная вентиляция не обеспечивала чистоту, свежесть воздуха. В старые времена использовалось большое количество рецептов благоуханных смесей. Ароматический состав мог включать до сотни компонентов, а то и гораздо больше. В такой рецепт могли входить: фиалковые лепестки, лепестки роз, мирт, лаванда, мускатный орех, тмин, корица, апельсиновая и лимонная цедра, мята, полынь, смолы … Воду часто использовали флердоранжевую - из цветков апельсина.
Курильницы могли быть настольными в виде ваз из бронзы, флюорита (прозрачного или полупрозрачного камня, известного со времен античности), мрамора, фарфора (на Мейсенской, Севрской мануфактурах изготавливали прекрасные парные вазы-курильницы). Могли быть напольными из резного золоченого дерева, их тоже, как правило, изготавливали парами. В этом случае стояки в виде колонн или треножников, которые поддерживали чаши с ароматами, нарядно декорировали.
Ножки нашей курильницы имеют проногу и подиум, а завершаются львиными лапами. Внутри треножника между ножками отходящая от вазона деталь выполнена в виде колчана со стрелами. Качество резного орнамента в виде цветочных гирлянд, розеток, побегов аканта, рогов изобилия говорит о достаточно высокой квалификации мастера. Курильница, как отметили реставраторы, собрана из деталей, в основном XVIII века, часть деталей утрачена, часть добавлена. Золочение предмета комбинированное: глянцевое и матовое. Даже свисающие цепи, которые сначала вызывали сомнение в датировке, после тщательного исследования в лаборатории Всероссийского научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря, оказались XVIII века. Сам деревянный хорошо вызолоченный предмет выглядел как бронзовый с золочением и должен был вызывать эту иллюзию иного материала, как было принято в то время.
Поскольку емкости с крышкой для ароматических смесей, как уже отмечалось, были утрачены, свободное пространство, где они размещались, прежние владельцы закрыли деревянной крышкой, обтянутой красным плюшем. По мнению реставраторов, деревянная основа крышки и ткань относятся ко II пол. XIX века и, скорее всего, курильницу стали использовать как столик-подставку. В музее решили сохранить предмет в этой поздней трактовке - раз именно такой была история его бытования.
Сегодня резная золоченая и полихромной раскраски русская мебель в стиле классицизма, изготовленная в последней четверти XVIII – начала XIX веков – большая редкость и, в основном, вся она находится в музейных и частных коллекциях. Торшер и курильница, о которых шла речь, являются украшением нашего музейного собрания. В настоящее время эти предметы экспонируются в залах парадного этажа усадебного дома в Остафьеве.
Использованные источники:
- И.К. Ботт, М.И. Канева. Русская мебель. История. Стили. Мастера. – СПб . «Искусство-СПб».2003.С.107-117.
- Журнал «Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования» №6 (48).2007. О. Фролова «Королевский стиль обыденных предметов». С.74-92.
- Паспорта реставрации памятников истории и культуры ВХНРЦ им. Академика И.Э.Грабаря на геридон (курильницу) ГМУО КП 7916 М 246 и торшер ГМУО КП 7917 М 247
- Журнал « Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата», 2015 г. А. Булгакова, М. Торшина «Курильницы и ароматницы галантного века на службе парфюмерии и медицины».
Автор: Наталья Баландина