Разделитель

«Тихое обаяние среднерусского пейзажа»

02.08.2022
«Тихое обаяние среднерусского пейзажа»

28 июля 2022 года в музее «Дагестанский аул» открылась  выставка «Тихое обаяние среднерусского пейзажа» из фондового собрания Музея-усадьбы «Остафьево» - «Русский Парнас».

С приветственными словами к собравшимся обратились: Мурад Гаджиев, заместитель министра культуры РД, Зумруд Сулейманова, генеральный директор музея «Дагестанский аул», Салихат Гамзатова, директор Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Курбанали Магомедов, председатель Союза художников РД, народные художники России и РД.

В ответном слове Елена Княжева, заместитель директора Музея-усадьбы «Остафьево» - «Русский Парнас», поблагодарила организаторов выставки за радушный прием.

Русская усадьба является уникальным феноменом в отечественной культуре, где сохранились особая энергетика и невероятный дух старины ‒ дух нашего прошлого. Такой усадьбой стало знаменитое Остафьево, названное, по преданию, А.С. Пушкиным Русским Парнасом.

Былого след везде глубоко впечатлен ‒

И на полях твоих, и на твердыне стен

Хранившего меня родительского дома.

Здесь и природа мне так памятно знакома,

Здесь с каждым деревом сроднился, сросся я,

На что ни посмотрю ‒ все быль, все жизнь моя.

Весь этот тесный мир, преданьями богатый…

                                             П.А. Вяземский, 1857 г.

 

Именитые владельцы – князья Вяземские и графы Шереметевы, замечательная архитектура, старинный парк с многовековыми деревьями, уютными уголками и липовой аллеей, предания и легенды, тайны прошлого – все это влекло и влечет сегодня сюда многочисленных гостей.

Вся обстановка усадьбы Остафьево, древняя история этих земель располагали к творчеству. Здесь владельцами была создана особая атмосфера, вызывающая интерес к искусству, художественному творчеству, коллекционированию: на протяжении XIX века усадьба была тесно связана с культурной жизнью России, являясь творческой мастерской для многих поколений литераторов – И.И. Дмитриев, Ю.А. Нелединский-Мелецкий, В.Л. Пушкин и его знаменитый племянник А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, Д.В. Давыдов, Н.В. Гоголь, К.Н. Батюшков и многие другие. В Остафьеве с 1804 по 1816 годы жил историк и писатель Н.М. Карамзин, автор знаменитого труда – «История государства Российского».

В 1899 году, к 100-летию со дня А.С. Пушкина, в усадьбе был открыт один из первых в России общедоступных пушкинских музеев, в котором хранились его личные вещи, переданные Натальей Николаевной Пушкиной князю Петру Андреевичу Вяземскому.

Усадьба Вяземских‒Шереметевых Остафьево, на территории которой сегодня размещен Государственный музей-усадьба «Остафьево» – «Русский Парнас», является памятником архитектуры и садово-паркового искусства конца XVIII – XIX вв. федерального (общероссийского) значения.

Удивительная природа Остафьева и замечательных уголков среднерусской полосы во все времена привлекала мастеров художественного творчества.

Представленная выставка знакомит с произведениями советских и российских живописцев и графиков второй половины XX и начала XXI века, в том числе, с работами мастеров, чья творческая деятельность соприкоснулась с усадьбой Остафьево.

Значительная часть работ была передана музею из Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», другая часть в течение тридцати лет передавалась нашему музею в дар авторами, либо их наследниками. Некоторые полотна экспонируются на выставке впервые.

Пейзажи выполнены в технике: масло, акварель, пастель, карандаш.

С ранних лет мы воспринимаем окружающую нас природу: наблюдаем смену времен года, обращаем внимание на небо ‒ не собирается ли дождь, или не слишком ли яркое солнце, замечаем, когда распустились листья на деревьях и сколько выпало снега; часто сетуем на плохую погоду, спешим по знакомым улицам на работу, не задумываясь о наполняющей наш мир удивительной красоте. Взгляд художника настроен на творческое видение действительности: в прозаическом, на первый взгляд, мотиве, он подмечает очарование: едва уловимые переходы полутонов в атмосфере, изысканность силуэтов деревьев и падающих от них теней, разлитую в природе гармонию красок, выразительность открывающихся пейзажей. Стремясь запечатлеть увиденное и прочувствованное на холсте или листе бумаги, художник наполняет свои работы личными переживаниями и настроениями, связанными с заинтересовавшим его видом.

Выставка предлагает зрителям вглядеться в картины природы, окружающей нас в повседневной жизни, почувствовать ее поэзию, душевность и уловить в ее неброском облике тихое обаяние будней. В рамках выставки были объединены станковые произведения советских и российских живописцев и графиков, работавших во второй половине двадцатого века: Б. Берендгофа, В. Карабута, А. Кривошеева, А. Лапирова, С. Линдина, Г. Малыша, В. Минаева, В. Некрасова, М. Ройтера, В. Сенатаевой, М. Соколова. В том числе мастеров, чья творческая деятельность соприкоснулась с усадьбой Остафьево: В. Вышлова, Л. Зорина, А. Чаузова. Работая в русле традиций русского лирического пейзажа, каждый из представленных художников создавал картины природы в свойственной ему творческой манере, используя авторские находки в решении композиционных задач, колорита, технике нанесения красочного слоя. Но, несомненно, всех их объединяет любовь к родной природе, умение почувствовать ее состояние и передать рожденные эмоции в зрительных образах.

В пейзажах всегда присутствует человек: он идет по пустынной улице, или рыбачит, или пребывание его обозначают мостик через пруд, скамейка под деревом, но даже, если нет никаких видимых примет человека в написанном пейзаже, он все равно есть, и он пейзаж одухотворяет – это художник, вдохнувший в картину жизнь, и зритель, всматривающийся в нее. В этот момент происходит диалог. Лирические пейзажи как эмоциональные послания художников запечатлевают в красках настроения, переживания, самобытное восприятие автором мира, выражают его интерес и привязанность к выбранному мотиву. Выраженное мастером поэтическое восприятие пейзажа передается зрителям, вызывает в душе воспоминания, ассоциации, пробуждает чуткость и восприимчивость к окружающей красоте, открывает прекрасное в обыденном.