Революционная Франция конца XVIII века реформировала не только свою политическую систему, но и весь западноевропейский костюм. Женская мода отказывается от фижм и фокю, от узкого корсета, и обращается к античным образцам – прямому силуэту с завышенной линией талии, который традиционно именуется «ампирным». Продержавшись около 3 десятков лет в костюме Старого и Нового света, ампирный силуэт ушёл, уступив стилю бидермайер с модой на узкие талии, пышные юбки-колоколы и широкие декольте.
Однако в конце 1900-х гг. ампирное платье или, как его еще называли французы, robe directoire, в новом прочтении вернулось в моду, а античность стала активно влиять на костюм – светский и театральный. Во многом это случилось благодаря новым археологическим открытиям на территории Греции, раскопкам на острове Крит, которые открыли европейцам Кносский дворец и, говоря масштабнее, полихромную античность.
Костюмы с полихромными мотивами античности стали появляться и в светском костюме, и в театре: Лев Бакст создал многоцветную феерию в «Нарциссе», «Елена Спартанской», познакомив европейцев с подлинным эгейским орнаментом, затем вместе с домом Paquin одел «элегантный мир» Парижа в костюмы с античными мотивами, в чём составил конкуренцию другому парижскому «королю моды» Полю Пуаре, который уже со второй половине 1900-х придумывал для своей жены и музы Денизы туалеты античного силуэта, а в 1910-х устроил «Праздник Бахуса», на котором выступала Айседора Дункан.
Лектор: Вера Радвила — научный сотрудник Международной школы дизайна, автор научных публикаций по теории и истории моды. Приглашенный лектор МВЦ «Музей моды», Всероссийского музея декоративного искусства, Российской государственной библиотеки молодежи, Музея истории Лефортово (Музей Москвы), «Школы наследия», Букводома (Парк «Сокольники»). Основатель виртуального музея Н.М. Ламановой — NLamanova.ru.