О причинах происхождения вееров еще в глубокую древность можно догадаться интуитивно. Однако с течением времени утилитарный предмет, призванный дарить приятную прохладу, преображался, совершенствуясь не только эстетически, но и приобретая новые смыслы – от символа власти до орудия флирта.
Галантную эпоху невозможно представить без языка веера, на котором договаривались о танцах, назначали свидания или даже признавались в любви. В XIX веке с открытием Японии и нахлынувшим на Старый свет японизмом и ориентализмом, Европу заполонили японские круглые веера «утива», в окружении которых свою жену Камиллу запечатлел даже художник-импрессионист Клод Моне.
До начала 20 века этикетом дамам предписывалось появляться на светских мероприятиях, особенно если это был высший свет и аристократия, с этим аксессуаром, поэтому мастерские по их изготовлению нередко получали звания поставщиков монарших особ. Однако и сегодня, когда такого строго регламента уже нет, некоторые марки, например Duvelleroy, поставлявший веера императрице Марии Фёдоровне, продолжают свое существование
На лекции 9 октября мы соврешим экскурс в историю этого аксессуара и увидим, как он менялся под влиянием времени, моды и течений в искусстве вплоть до наших дней. Поговорим также и о коллекции вееров, связанной с именем графов Шереметевых, последних владельцев усадьбы «Остафьево». Шереметевым принадлежало ещё одно подмосковное имение – «Останкино», в котором ныне хранится одна из крупнейших коллекций вееров в России.
Лектор: Вера Радвила — научный сотрудник Международной школы дизайна, автор научных публикаций по теории и истории моды. Приглашенный лектор МВЦ «Музей моды», Всероссийского музея декоративного искусства, Российской государственной библиотеки молодежи, Музея истории Лефортово (Музей Москвы), «Школы наследия», Букводома (Парк «Сокольники»). Основатель виртуального музея Н.М. Ламановой — NLamanova.ru.