Разделитель

Образы А.С. Пушкина в офортах Романа Айххорна из фондового собрания музея

Образы А.С. Пушкина в офортах Романа Айххорна из фондового собрания музея

        Личность А.С. Пушкина всегда притягивала художников, воодушевляла их на творческий поиск. Глубина и многоплановость пушкинской темы, одно из авторских видений которой я хочу предложить вашему вниманию, определили разнообразие образов поэта и его окружения, воплощенных в искусстве.

         В фондовом собрании музея хранятся офорты русского и немецкого графика, живописца, автора статей по искусству и педагогике Романа Айххорна (Эйхорна), родившегося в 1948 году в СССР. Айххорн получил академическое образование в МГХИ имени В.И. Сурикова, учился у Е. Кибрика, О. Верейского. Много работал в графике, тяготел к созданию графических циклов: по произведениям Чингиза Айтматова, «Ветераны войны» и других. В настоящее время Роман Айххорн почти тридцать лет живет в Германии, открыл в Висбадене собственную художественную школу.

        Результатом осмысления художником значимых сюжетов жизни Пушкина, его взаимоотношений с семьей, друзьями, властью стали графические листы из серий «Легенды старого зеркала» 1981 года и «Пушкин» 1986 года из коллекции музея.

Роман Айххорн.Наедине. СССР,1986 год. Бумага, офорт, 60 х 43 (1).jpg

       В офорте «Наедине» молодой Пушкин изображен сидящим ночью за столом в кабинете с плотными рядами книг по стенам, точно в огромном интеллектуальном мире мыслителей, писателей прошлых поколений. В невидимое окно льется таинственный свет, освещая кабинет и лицо поэта, обращенное к окну. Композиция листа строится на контрасте густого темного и светлого мерцающего тонов в изображении фигуры и интерьера, способствуя созданию эффекта мистического пространства, окружающего поэта. Словно в ночной тишине устанавливается духовная связь молодого поэта с поэтической вселенной, с собратьями по перу, происходит погружение его в грандиозный мир великой литературы.

Роман Айххорн. Друзья. СССР, 1986 год. Бумага, офорт,60 х 43.jpg

        В листе «Друзья» художник рисует Пушкина в кругу современников: творцов – единомышленников П. Вяземского, Н. Гоголя, возможно, В. Жуковского и А. Дельвига. В условном интерьере гостиной Пушкин читает стихи и происходит живой разговор товарищей, на заднем плане листа расположены бюсты поэтов и муз, как свидетелей и соучастников дружеской встречи. Быстрая прямая и перекрестная штриховка делает композицию динамичной, выразительной, а теплый свет, заполняющий гостиную, создает атмосферу сплоченности и защищенности, царящую в дружеском кругу.

Роман Айххорн. Поэт и царь. СССР, 1981 год. Бумага, офорт, 60х45..jpg

       Интересное композиционное решение в офорте «Поэт и царь» организованно на противопоставлении белого и черного. Лист условно разделен на две вертикально расположенные части, на левой темный хрупкий силуэт Пушкина на белом чистом фоне, как в ирреальном пространстве; на правой – статная уверенная фигура императора Николая I, за ним величественной тенью на темном фоне возвышается фигура старшего брата императора Александра I. Фигуру Пушкина художник моделирует густой штриховкой с короткими, вибрирующими линиями, дополняя рядами точек и отдельными штрихами вокруг фигуры, создающими впечатление размытого силуэта и ореола вокруг поэта. В изображении императоров напротив твердые, решительные штрихи, четкие контуры. Художник создает образ уязвимого и беззащитного творца перед всемогущей властью. Впрочем, Айххорн в этом листе приглашает к размышлению, многоплановому прочтению сюжета, наполненного мистической интонацией: Пушкин изображен с закрытыми глазами и его фигура не отбрасывает тени, в отличие от зримой тени императора. 

Роман Айххорн. Пушкин. СССР,1986 год. Бумага, офорт, 62 х 45.jpg

        Любящим мужем и отцом семейства предстает Пушкин на графическом листе «Пушкин. Семейный портрет». Поэт в окружении детей рядом с женой сидит на диване, в том, как он придерживает сына на плечах, в том, как повернулся к жене чувствуется внимательная нежность и забота. Образ Натальи Николаевны с младенцем на руках и слегка склоненной головой полон тихой грусти, сразу вспоминается, что Пушкин сравнивал ее с Мадонной. Мягкие переходы тонов в офорте подчеркивают тепло семейного уюта. Над диваном висит известный портрет поэта кисти О. Кипренского, ставший хрестоматийным, как напоминание о другой, публичной стороне жизни поэта, где он знаменит.

Роман Айххорн. Долго ль мне гулять на свете... СССР, 1981 год. Бумага,офорт, 65 х50.jpg

      Название офорту «Долго ль мне гулять на свете...» Айххорн дал по первой строке стихотворения Пушкина «Дорожные жалобы» 1829 года. Размышления поэта о своей скитальческой жизни, желание обрести душевный покой приобретают в стихотворении философский смысл, становятся размышлениями о судьбе. На графическом листе мы видим старинное зеркало и в нем отражение Пушкина, погруженного в раздумья. Продолжая сложившуюся традицию использования зеркал в изобразительном искусстве, художник предлагает свое видение зеркала, как способа прочитать запечатленные когда-то изображения, проникнуть в прошлое и попытаться уловить настроения людей, отразившихся в них. Погрузиться в мир поэта.

Роман Айххорн. Пушкин. СССР, 1981 год. Бумага, офорт, 65 х50.jpg

       Легенды старого зеркала живут и в офорте «Пушкин», представляющем поэта в окружении поклонниц. Зеркало стало свидетелем мгновения жизни поэта и прекрасных, восторженных женщин, героинь прошлой эпохи, и сохранило это мгновение для нас. 

       Серии офортов Романа Айххорна подобно сборнику новелл в каждом графическом листе раскрывают одну из граней жизни поэта, рисуют Пушкина в разных образах. Творческая фантазия художника помещает персонажи в особый таинственный мир, мир Зазеркалья, где обитают видения прошлого, и у зрителей есть возможность заглянуть в этот мир, полный поэзии, философии и мистических мотивов.

Автор: Хранитель фонда «Графика» Ирина Седакова