Выставочный проект «Вот вы и я…» посвящен образу женщины в поэзии князя П.А. Вяземского. Адресатами его лирических посланий становились супруга, племянницы, любимые внучки, очаровательные соседки – владелицы окрестных усадеб и, конечно, признанные светские красавицы, восхищавшие своим умом, изысканностью и дарованиями не только П.А. Вяземского, но и А.С. Пушкина и других поэтов Золотого века русской культуры.
В сознании П.А. Вяземского существовали две модели идеального женского образа: мать семейства, хранительница домашнего очага и любезная хозяйка салона, умело организующая удовольствия светского «общежития», без которого невозможна высокая дворянская культура. В многочисленных мадригалах, посланиях, записях в альбомах поэт воздавал хвалу своим современницам, применяя для этого типичный для его эпохи набор метафор и аллегорий. Рационалист и скептик, он не любил посвящать других в сокровенные тайны своей души. Пожалуй, лишь в циклах стихотворений, посвященных А.О. Смирновой и М.И. Ламздорф, прорывался у П.А. Вяземского голос искреннего чувства: в первом случае – участия и дружества, прошедшего проверку годами, во втором – поздней и во многом трагической любви. Супруге, Вере Федоровне Вяземской, урожденной Гагариной, Петр Андреевич посвятил послание «К подруге» (1815 г.). В нем представлен идиллический портрет молодой жены-подруги на фоне такого же идиллического усадебного пейзажа:
Уже тебя мечтою
Я, утренней порою,
Бегущей вижу в сад,
Для неги и прохлад
И Флорой и тобою
Украшенный стократ!
Проживая в усадьбе, княгиня заполняла свой досуг занятиями с детьми, музицированием, разучиванием полюбившихся ей опер Россини и Вебера, чтением, рукоделием. Вера Федоровна была прекрасной вышивальщицей. Среди ее работ, создававших домашний тепло и уют в Остафьеве, были подлинно художественные произведения, в которых проявлялись фантазия, вкус и высокий профессиональный уровень. Княгиня особенно любила композиции из крупных цветов и дарила вышитые своими руками вещи на память друзьям и гостям усадьбы.
Предметы из собрания музея-заповедника «Остафьево» - «Русский Парнас» удачно дополняют выставку изысканные женские аксессуары той эпохи.
Круг воспетых Петром Андреевичем Вяземским женщин был одновременно кругом пушкинских муз. Недаром именно с беседы с Вяземским начинается в «Евгении Онегине» восхождение звезды Татьяны в свете:
У скучной тетки Таню встретя,
К ней как-то Вяземский подсел
И душу ей занять успел;
И близ него ее заметя,
Об ней, поправя свой парик,
Осведомляется старик.