Разделитель

Постоянные экспозиции

Открытие выставки «Дворянское воспитание» в Музее-усадьбе Лопасня-Зачатьевское
«Первое воспитание едва ли не всегда решит и судьбу, и главные свойства человека», – отмечал замечательный русский историк и писатель Николай Михайлович Карамзин. Выставка «Дворянское воспитание. Обычаи и традиции», организованная Государственным музеем-заповедником «Остафьево» – «Русский Парнас», рассказывает о том, как воспитывали и чему учили юных аристократов в России в XIX веке.
IMG_9601.jpeg
Героями выставки являются представители прославленных дворянских родов: князья Вяземские и графы Шереметевы, владельцы усадьбы «Остафьево». В витринах можно увидеть свыше полусотни предметов, раскрывающих мир дворянского детства, среди которых стоит обратить внимание на редкие и мемориальные экспонаты. Это детское одеяльце Павла Сергеевича Шереметева (1871–1943), детские письма и рисунки его отца Сергея Дмитриевича Шереметева (1844–1918) и тетрадь по чистописанию его прадеда Сергея Васильевича Шереметева (1786–1834).
IMG_9587.jpeg
Воспитание дворянских детей обязательно предполагало чтение и музицирование. На выставке представлен первый в России журнал для детей – «Детское чтение для сердца и разума» и редкое прижизненное издание романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Наряду с другими пушкинскими произведениями, «Евгений Онегин» царил в комнатах детей князя Петра Андреевича Вяземского (1792–1878): его сына Павлуши и трех дочерей Марии, Прасковьи и Надежды – и зачитывался ими «пуще любого учебника».
IMG_9588.jpeg
По обычаю, сохранявшемуся в дворянских семьях на протяжении всего XIX века, маленькие дети находились на попечении сначала кормилиц, затем няней. Систематическое обучение детей начиналось по достижении ими возраста 5-6 лет, когда на смену няням приходили гувернеры и гувернантки. Как правило, гувернерами в русских дворянских семьях служили иностранцы – французы, швейцарцы, немцы, вводившие своих юных воспитанников в мир европейской культуры и учившие детей безукоризненному владению иностранными языками, в первую очередь французскому и немецкому. Наряду с гувернерами к детям могли приглашать и русских учителей, студентов или выпускников университетов, преподававших русский язык, отечественную словесность, математику.
IMG_9603.jpeg
К середине XIX века основная модель воспитания мальчиков из дворянских семейств сложилась следующим образом: сначала домашнее образование, затем поступление в государственные средние и высшие учебные заведения, значение которых в дворянском воспитании неуклонно возрастало начиная с царствования Николая I.
IMG_9579.jpeg
Целью домашнего воспитания девочек в богатых дворянских семьях в дореволюционной России было подготовить их к роли матери, жены и любезной хозяйки дома. Важным событием в жизни девочки был день, когда ей дарили альбом – это означало, что из ребенка она превращается в юную барышню. На выставке можно увидеть изящные рукописные альбомы XIX века, содержащие рисунки, гербарий, стихи М.Ю. Лермонтова и В.А. Жуковского.
Непременным условием хорошего воспитания и мальчиков, и девочек было знание ими светского этикета, обладание хорошими манерами, умением держать себя в обществе. Все эти навыки вкупе со свободным владением иностранными языками оставались той частью программы дворянского воспитания, которая была отличительной чертой этого социального слоя и способствовала сохранению у знати представления о собственной исключительности.

Выставка работает с 7 февраля по 13 апреля 2025 года