Разделитель

Постоянные экспозиции

Вид на Благовещенскую площадь в Нижнем Новгороде

Задача формирования фондового собрания произведений искусства музея – заповедника Остафьево, наряду с реставрацией дворца и парка, стояла перед сотрудниками с момента возрождения музея в конце восьмидесятых годов прошлого века. Большой удачей для музея стало сотрудничество с потомками дворянского рода Шереметевых.

Благодаря ему, в фонд музея были приобретены семейные раритеты Шереметевых и среди них акварельный рисунок графа Павла Сергеевича Шереметева (1871-1943), запечатлевший вид на Благовещенскую площадь в Нижнем Новгороде в 1910 году.

В центре площади напротив Дмитриевской проездной башни кремля возвышается каменный пятиглавый Благовещенский собор с колокольней. На втором плане – круглая Никольская башня кремля, а на заднем плане в глубине видны купола церкви Сергия Радонежского. Тонкие изящные линии рисуют архитектуру, пятна тональных переходов зеленого от сочного темного к светлому оливковому формируют траву и деревья, от яркого солнечного света, заливающего рисунок, на белокаменные стены церкви легли голубые тени. Сияют золотом мозаичные иконы в закомарах, а бескрайнее небо с легкими белыми облаками наполняет пространство рисунка воздухом и ощущением чистоты и легкости. Звучание гармонии и радости жизни слышится в этом камерном рисунке, и это не случайно. Павел Сергеевич отобразил настроение праздничного дня – венчания Бориса Борисовича Шереметева (1867–1919) и Ольги Геннадьевны Чубаровой (1885 – 1941) в Нижнем Новгороде, куда по воспоминаниям Ольги Геннадьевны съехались оба больших семейства. По нижнему краю акварели под изображением Павел Сергеевич оставил авторскую надпись: «Нижний Новгород. 30 апреля 1910. 13 ч. день свадьбы Бори и Ольги Шереметевых. Г.П.Ш. Благовещенский собор. ц. Сергия. Башня Никольская. Башня Дмитровская»

Благовещенская церковь с того солнечного дня служила прихожанам еще двадцать лет, а в 1930 году ее снесли, чтобы освободить площадь для проведения демонстраций. В наши дни на месте церкви установлен памятник герою Нижнего Новгорода Кузьме Минину.

Так сложилось, что акварель работы графа Шереметева не только сохранила художественное впечатление о счастливых событиях, но и стала документальным свидетельством существования утраченной церкви.