В экспозиции «Остафьево. История и судьба» представлены несколько изразцов и предметов печных наборов. Все эти музейные экспонаты – мемориальные, они были найдены во время реставрационных работ в подвалах, в подполье главного усадебного дома и флигелей.
Печное отопление в России из-за достаточно холодного климата является необходимой частью обустройства любого дома. Для отделки печей использовались именно изразцы, как сохраняющие тепло длительное время. (Изразцы – это облицовочные плитки из обожженной глины. С лицевой стороны они обычно покрыты глазурью, а с обратной стороны имеют вид открытой коробки – румпы для надежного крепления в кладке). Изразцовые печи были обязательной частью интерьера, а XVII столетие вообще называют «золотым веком» русского изразца.
Для каждого периода в истории развития «ценинного» дела (производство глиняных изделий) характерны свое художественное оформление и своя технология. Благодаря этому обнаруженные в процессе реставрации остафьевского дома кафли (так тоже называли изразцы) можно было датировать. Правда, датировать облицовочные плитки конкретным временем вплоть до десятилетия трудно, поскольку изразцы начала века могут использоваться в течение всего столетия. Поэтому решено было ограничиться датировкой века. Из изразцов, обнаруженных в процессе реставрации в Остафьеве, самыми ранними являются муравленые изразцы, их отличает рельефный орнамент, и они покрыты глазурью зеленого цвета (муравленые - от слова мурова, т.е. трава). В экспозиции представлены два фрагмента подобных изразцов. Невозможно их точно связать с конкретным владельцем, но они привязаны к месту, а в XVII веке эти земли принадлежали Ляпуновым и Бартеневым.
В XVIII веке при Петре Первом стали изготавливать изразцы гладкие и расписные на «голландский манер», в основном, сине - белые. К этому времени из технологии изготовления ушел оттиск рельефа в формах, правда существовали еще изделия переходного типа, сочетавшие рельеф и полихромную роспись. Фрагменты подобных изразцов были также обнаружены во время реставрационных работ в Остафьеве.
В оформлении печей стили Москвы и Петербурга, по свидетельствам специалистов, различались. Для новых светских интерьеров Санкт-Петербурга были характерны облицовочные плитки или «кафли» с росписью синим кобальтом по белому фону. В Москве же в середине и второй половине XVIII века активно изготавливались многоцветные сюжетные изразцы с росписью.
В альбоме Н.К. Квятковской «Остафьево» упоминается, что Козьма Матвеевич Матвеев, владелец усадьбы с 1751 по 1775 гг., имел в Москве ценинную фабрику. Можно предположить, что в его усадебном доме печи были облицованы изразцами, изготовленными на его фабрике. В материалах РГАЛИ (фонд 195) сохранилась «Учиненная опись», которая свидетельствует о внутреннем убранстве господского одноэтажного каменного дома Матвеева в 1780-х годах. В десяти покоях было шесть изразцовых печей разных цветов «галанского манера». Фрагменты сине-белых изразцов Матвеевского периода представлены в витрине рядом с муравлеными изразцами, их интересно сравнить. Надо отметить, что разновременных фрагментов изразцов сохранилось в Остафьеве немало.
С.Д. Шереметев в своих мемуарах «Князь Павел Петрович Вяземский. Воспоминания. 1868-1888» писал, что «изразцы от старых остафьевских печей» хранились в кабинете П.П. Вяземского.
В Остафьевском доме, как известно, владельцы жили не только летом, но и зимой, поэтому дом должен был хорошо отапливаться. После внутренних перестроек, в том числе для нужд Дома отдыха, все печи были утрачены. В конце 1990-х годов проводились исследования и обмеры печных фундаментов в Главном доме Вяземских. По фундаментам печей и фрагментам изразцов было определено местоположение печей и к какому периоду они относились. По плану, приведенному в «Отчете по результатам обследования …», только на первом этаже было двенадцать печей и два камина. По архивным документам (РГАЛИ) в 1805-1806 годах, то есть при Андрее Ивановиче Вяземском, для дома в Остафьеве было закуплено «Плиток белых с кайомками 4000 по 9 коп., изразцов красных 2000 по 5 коп.». Красными назывались терракотовые изразцы из красной глины без поливы. Зеркало печи, облицованное изразцами без поливы, белилось или окрашивалось масляной краской в цвет стен. В подвале главного дома были обнаружены фрагменты изразцов без эмали, но с побелкой по терракоте и потом покраской масляной краской, а также изразцы с белой эмалью. По архивным данным в 1805-1806 годах в доме было устроено 14 печей. Печнику было уплачено «за кладку 9-ти печей и еще 5 – ти – 135 + 48 руб». Возможно, есть какая-то разница между оформлением печей, раз они упоминаются раздельно: за каждую из 9 печей заплачено дороже, чем за каждую из 5.
Специалист по изразцовым печам XVIII-XIX вв. С.И. Баранова пишет, что к концу XVIII столетия русские печи окончательно расстаются с цветным орнаментом, одновременно идет процесс уподобления печей стенам и превращения их в неотъемлемый элемент интерьера. В Екатерининское время также были в моде печи не изразцовые, а обмазанные штюком – штукатуркой под мрамор.
В 1820 - 1830-е годы почти все печи в аристократических домах облицовывались белыми изразцами, гладкими, покрытыми белой эмалью, что соответствовало вкусам и моде того времени. В 1821 году для печей Главного дома заказывали «изразцов белых обливных полуторных 234 шт.». Печи с такими изразцами, по образцу найденных в подвале главного дома, были воссозданы на парадном этаже.
В подполье западного флигеля также были обнаружены фрагменты печных изразцов двух видов, которые специалисты датировали 1 половиной 19 века. Первый – черепок красной глины покрыт эмалью трех цветов: по белому полю кобальтовый рисунок с марганцевым контуром, кайма двойная кобальтовая и марганцевая; Второй – черепок красной глины покрыт эмалью четырех цветов: на белом поле в ромбе, образованном кобальтовой полосой с марганцевым контуром, изображены три цветочка – контур марганцевый, лепестки и листья кобальтовые, серединки – желтые. (Именно наличие марганцевого контура в рисунке позволяет отнести изразцы к 1 пол. 19 века). Образцы этих изразцов представлены в витрине первого зала экспозиции в цоколе. Эти образцы и послужили для воссоздания изразцовых печей на жилом (втором) этаже Главного усадебного дома, что не случайно. Каемчатые изразцы с подобным рисунком - с кобальтовым (синим) цветком или с несколькими цветами, по свидетельству специалистов, использовались только в жилых непарадных помещениях дворянских домов, а также в людских, в кухнях. В музее воссозданы печи с подобным рисунком на изразцах именно на втором этаже. Важно отметить, что все реконструкции печей расположены на своих исторических местах. Выбор оформления печей обусловлен концепцией развития музея, которая предусматривала воссоздание усадьбы на 30-е годы XIX века, но обнаружены были в процессе реставрации и более поздние по времени изготовления изразцы.
Еще несколько фактов, касающихся отопления в остафьевском доме из архивных документов РГАЛИ. В 1818 году проводились работы по починке печей и чистке труб. В 1820 году была установлена железная печь, на устройство которой было куплено 150 штук гжельского кирпича из огнеупорной глины, такой кирпич использовался, в основном, на облицовку топливных каминов. (Многочисленные заводы и мастерские подмосковной Гжели - главного района по производству керамики, активно работали со 2 половины XVIII в.) Приведенного выше количества кирпича, недостаточно было для кладки печи, поэтому специалисты исследовательской группы предположили, что кирпич был куплен для облицовки камина в Парадной опочивальне. Этот камин показан на проектном чертеже 1801 года. Специалисты подчеркивают - характер изображения и место расположения у наружной стены свидетельствуют о том, что это камин, а не печь и что, труба этого камина просматривается на фотографии общего вида дома с юго-запада к. XIX – нач. XX вв.
В 1868-1869 –х годах проводили большие работы по ремонту и перекладке печей Главного Дома и флигелей. В архивных хозяйственных документах упоминается «исправление кухонной печи…». Кухня располагалась в Западном флигеле. Там были сломаны старые печи и уже в наше время в процессе реставрации в подполье в грунте были обнаружены фрагменты изразцов с кобальтовым цветком и рамкой по периметру, которые, как уже было сказано выше, относятся к раннему периоду. Размеры румпы найденных изразцов дает основание предполагать, что не только печи, но и стены, очаг были облицованы изразцами. В конце XVIII – начале XIX веков изразцы использовались не только на облицовку печей, но и на «обделку» стен в кухнях, людских…
В подвалах Дворца были найдены фрагменты изразцов еще одного типа - с белой поливой и кобальтовой каймой по краю. Такие изразцы назывались ленточными и изготавливались на протяжении всего XIX и в начале XX вв. Стилизованные печи с такими изразцами также можно увидеть в залах музея.
Ближе к концу XIX века, налаживается фабричное производство изразцов, на изделиях появляются заводские клейма. К концу этого столетия печи облицовываются однотонным, часто белым кафелем, их парадность ограничивается чугунными дверками топок, вьюшек (более подробно о печных приборах – ниже по тексту) и венчающим карнизом. Все чаще в домах появляются стандартные изделия, выбранные по прейскуранту.
И.С. Резниковская в своей работе отмечает, что ценный материал по теме оформления печей в Главном доме дал капитальный ремонт директорского домика № 14, его еще называли Домиком управляющего, который был начат в конце 1990-х годов. Существующий дом по данным технического паспорта построен в 1934 году. В нем были установлены четыре печи, облицованные изразцами.
Все изразцы при разборке печей были аккуратно сняты, расчищены и обследованы. Самые ранние из обнаруженных изразцов датируются началом XIX века, самые поздние – началом XX века. Все изразцы – вторичного использования, предположительно взятые из разобранных печей усадебного дома Вяземских. Аналогичные изразцы и их фрагменты найдены в подвалах Главного дома.
Было выявлено, что сохранившиеся в Домике управляющего изразцовые печи собраны из четырех печных наборов, относящихся к разным периодам XIX – начала ХХ века.
Каждый печной набор включал в себя изразцы стенные, стенные угловые, цокольные, карнизные и фронтонные. Это позволило реконструировать их первоначальный облик.
В Остафьеве, помимо изразцов раннего периода, о которых говорилось выше, также использовались квадратные изразцы из белой глины с красной поливой завода «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий Матвея Сидоровича Кузнецова». (Исследовательской группой были обнаружены подобные изразцы в Каталогах продукции, выпускаемой на заводах Кузнецова).
В остафьевском доме использовались и печи, облицованные изразцами с белой поливой завода Почетного купца Анисима Ивановича Тябликова, завод которого был основан в 1893 году. На обратной стороне лицевой пластины у некоторых изразцов имелись клейма этого завода. Образец такого клейма приводит в своей работе по результатам обследования домика управляющего И.С. Резниковская.
ЗАВОДЪ |
|
|||
|
А |
N |
||
|
ТЯБЛИКОВЪ Въ г. КЛNНЪ |
|||
|
9 |
N |
||
Она предполагает, что кузнецовские и тябликовские печи были установлены в начале ХХ века в помещениях жилого этажа, сдаваемых в наем под дачи.
В Остафьеве в процессе реставрации были также найдены некоторые печные приборы: тепловые душники, топочные и вьюшечные дверцы. Особенно интересны три чугунные вьюшечные дверцы XIX века – одна с геометрическим орнаментом и две одинаковые дверцы с орнаментом в виде военных атрибутов 1812 года, предположительно, по рисункам Е.А. Лансере. На этих последних изображены пистолеты, сабля, копье, военный головной убор, ветви с листьями. Четкий рельефный рисунок дает возможность рассмотреть все детали. (На чугунолитейных заводах трудились знаменитые скульпторы: Н.Р. Бах, П.К. Клодт, Е.А. Лансере. По их моделям отливали изделия высокого художественного уровня, в том числе создавались эскизы и для печных дверец.) По свидетельству специалистов, вьюшечная дверца с военными атрибутами может датироваться 1870-ми годами. (Существуют и другие варианты оформления печных дверец на эту тему, выпускались они к столетию Отечественной войны 1812-1814 гг.) В настоящее время дверцы отреставрированы и экспонируются на экспозиции в цокольном этаже.
В доме были отапливаемые и не отапливаемые помещения. К не отапливаемым, относились: холодные сени, холодные лестницы, ретирады (отхожие места), подвальные помещения. В остальных помещениях топили. Даже в залах, предназначенных для парадных приемов и балов, устраивали печи, они могли быть стеновые, могли быть объемные. В отчете по результатам обследования печных фундаментов сказано, что и в Овальном зале остафьевского дома также были печи. Сейчас стилизованные печи находятся с внешней стороны стены Овального зала, со стороны коридоров. Печи часто располагались в углу гостиных и других помещений, их зеркала выходили в две комнаты. То есть, печи топились на два смежных помещения (так было и в остафьевском доме), в одном помещении – печь с топочной дверцей, в другом - дверцы нет, но зеркала печей нагревались в обеих комнатах и отдавали свое тепло. У печей – извилистые ходы; по вертикальным и горизонтальным каналам внутри массива печи воздух двигается от топливника к дымовой трубе. Дымоходы имеют длинный путь с одним или несколькими поворотами, поэтому их часто называют дымооборотами. На своем пути воздух или газы испытывают сопротивление, для преодоления которого необходима достаточная тяга в дымовой трубе. Для того, чтобы отопительная система должным образом функционировала, существовал целый ряд разных печных дверец, открывающихся и закрывающихся в необходимое время для регулирования тепла в печи и помещениях. Топочная дверца предназначалась для подачи топлива; вьюшечная дверца, вьюшка позволяла контролировать горение и обеспечивала оптимальное распределение тепла внутри печи и помещения. Также вьюшкой можно регулировать интенсивность горения и скорость обогрева помещения. Поддувальная дверка служила для регулирования подачи воздуха через поддувальное отверстие. Дверка прочистная служила для выгребания сажи.
Размеры и характер печных приборов дали возможность определить конструкцию и внутреннее устройство печей на конкретный период, а сохранившиеся фрагменты изразцов позволили воссоздать внешнее оформление печей в остафьевском доме.
Используемая литература
- Е.Э. Спроге, М. Ю. Горячева, Т.С. Куракина. Отчет по результатам обследования печных фундаментов и отдельных изразцов главного дома усадьбы Остафьево …- М., 2000 г.
- Е.Э. Спроге, М. Ю. Горячева, Т.С. Куракина. Отчет по результатам обследования печей строения №14 (Дома управляющего) на территории Музея-усадьбы Остафьево «Русский Парнас»…- М., 2000 г.
- И.С. Резниковская. Печные изразцы дома № 14 (домик директора дома отдыха), сообщение на семинаре в марте 2000 г.
- Квятковская Н.К. Остафьево – М., изд. «Советская Россия», 1990
- Баранова С.И. Русские изразцовые печи XVIII – XIX веков и их создатели. Вестник ПСТГУ. Вып. 33, 2019 г.