Разделитель

Выставка «Способ и образ» открылась в Остафьеве

Выставка «Способ и образ» открылась в Остафьеве
12 октября в музее-заповеднике «Остафьево»—«Русский Парнас» открылась выставка «Способ и образ», которая подготовлена в сотрудничестве с Музеем «В.А. Тропинина и московских художников его времени».

photo_2023-10-13_11-29-25.jpg

— Это вторая наша совместная выставка. Замечательный выставочный проект дает  возможность проследовать по воображаемому пути эволюции способа создания портретного образа — от миниатюры до старинных альбомных фотокарточек. Мне понравилось интересное решение  —  воссоздать уголок фотосалона, за что хочу поблагодарить Музей кино, – отметил директор музея-заповедника «Остафьево» Юрий Евтюхин.

photo_2023-10-13_11-28-44.jpg

XIX век подарил любителям портретного жанра много возможностей для самовыражения, разнообразие техник и технологий. На выставке можно проследить путь эволюции способов фиксации образов в XIX веке от акварельного портрета до раскрашенной фотографии. 

photo_2023-10-13_11-28-57.jpg

Более 270 предметов, среди которых акварельные портреты, старинные фотографии, графика, павильонная фотокамера «Ф. Иохим и Ко» 1900-1910 г., а также уникальный фотоальбом, где можно увидеть фотографии правящих монархов, семьи Тютчевых, четы Вяземских и других известных лиц, перенесут в атмосферу той эпохи. Выставку дополнят предметы мебели и декоративно-прикладного искусства из фондового собрания музея-заповедника «Остафьево».

photo_2023-10-13_11-28-39.jpg

В начале XIX века искусство акварельного портрета достигло совершенства. Утонченные интимные образы вошли в предметный ряд малых форм, окружавший аристократию того времени, составляя ансамбли в интерьерах гостиных, кабинетов, будуаров. Акварельные листы размещались в специальных папках, сопровождали владельцев в путешествиях, являя собой некий прообраз современных фотоальбомов. Признанные мастера этого жанра П. Соколов, В. Гау, А. Брюллов создавали виртуозные по исполнению портреты представителей светского общества и августейших особ. 

photo_2023-10-13_11-28-59.jpg

Для гостей на открытии выставки экскурсию провела куратор проекта, заместитель директора по основной деятельности Музея «В.А. Тропинина и московских художников его времени» Анна Попова.

В это же время особо полюбившиеся зрителю произведения живописи и графики активно тиражировались посредством эстампа, преимущественно в гравюре на металле и литографии. Большие тиражи позволяли значительно расширить зрительскую аудиторию. На выставке представлены гравюры с портретов литератора П. Свиньина, художника Ф. Кюнеля, президента Академии художеств А. Оленина и литографии со знаменитых портретов «Мюнхенских красавиц». К концу XIX века эстамп постепенно утратил свое лидерство и был вытеснен фотопечатью.

photo_2023-10-13_11-28-27.jpg

В 1839 году Л. Дагер объявил о своем открытии: «Я поймал свет. Я остановил его полет». В результате прямого попадания света на отполированную металлическую пластину получалось единственное позитивное изображение — дагеротип. Изобретение калотипа Г. Тальбота заменило дагеротипию, потому что имело возможность тиражирования. Спустя десятилетие первенство завоевывает коллоидный фотопроцесс. Погрешности выдержки и недостаточную контрастность фотоснимков помогали преодолеть художники: одни работали в фотоателье ретушерами, а также вручную раскрашивали фотографии акварелью, пастелью, цветными карандашами, другие, такие как А. Деньер, сами становились фотографами и искали новые средства выразительности.

photo_2023-10-13_11-29-03.jpg

Изобретение фотографии разделило мнения в мире искусства: одни были в восторге, считали ее бесценным инструментом, другие же полагали, что фотография отберет работу у художников. Время показало, что фотография стала еще одним надежным способом сохранения образов на века.

Подробнее о выставке