Разделитель

Статья «Тень Пушкина тебя усыновила…»

Статья «Тень Пушкина тебя усыновила…»

В год 110-летия установки памятника А.С. Пушкина в парке усадьбы Остафьево и в память 175-летия со дня рождения графа Арсения Аркадьевича Голенищева-Кутузова

В остафьевском парке на высоком берегу Большого пруда «под сенью лип» можно увидеть памятник знаменитому гостю усадьбы Александру Сергеевичу Пушкину. Установке памятника предшествовали длительные обсуждения его художественной концепции. Существенный вклад в ее формирование внес граф Арсений Аркадьевич Голенищев-Кутузов (26 мая (6 июня) 1848 г. - 28 января (10 февраля) 1913 г.), который с юных лет преклонялся перед великим талантом Пушкина.

Фото_Г-Кутузов.jpg

Граф А.А. Голенищев-Кутузов

В своих незаконченных автобиографических записках А. А. Голенищев-Кутузов писал: «Я родился 26 мая 1848 года, то есть в 49 годовщину рождения Пушкина и в самый день смерти Белинского. Таким образом, согласно учению астрологов и древних составителей гороскопов, веривших в таинственную связь между временем появления человека на свет и дальнейшей его судьбой, я с рождения был для литературной деятельности». Примечательно, что граф не только родился в один день с Пушкиным – 26 мая, но также оставил земной мир с разницей в один день с великим поэтом - 29 января по старому стилю, но в один день по-новому – 10 февраля.

Арсений Аркадьевич происходил из старинного дворянского рода, к другой ветви которого принадлежал прославленный полководец Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов. Еще учась в гимназии, юноша стал писать стихи, «и каждую строфу своих первых литературных опытов сверял по Пушкину». Осенью 1865 года он стал студентом юридического факультета Московского университета, затем перевелся в Петербургский университет, где в 1871 году ему была присвоена степень кандидата прав. Граф служил в Государственной канцелярии, несколько лет управлял Дворянским и Крестьянским банками. С 1895 года занимал должность секретаря императрицы Марии Федоровны. Обязанности высокопоставленного чиновника и придворного ему удавалось сочетать с литературным творчеством.

Голенищев-Кутузов начал печататься с 1869 года. Талант молодого поэта поддержал Модест Петрович Мусоргский, с которым они сблизились в 1873 году. Тогда композитор работал над оперой по драме Пушкина «Борис Годунов», премьера которой состоялась в 1874 году. В одном из частных писем Мусоргский написал: «После Пушкина и Лермонтова я не встречал того, что встретил в Кутузове…» На его стихи композитор написал два музыкальных цикла, «Без солнца» и «Песни и пляски смерти». Оценил творчество Кутузова и Аполлон Николаевич Майков, которого граф считал прямым наследником великого поэта: «Кутузов перешел в школу Пушкина…» Перекликается с этими словами и взгляд Владимира Сергеевича Соловьева: «более, чем у кого-либо, в его стихотворениях слышится какое-то пушкинское веяние», но при этом подмечает, что «в поэзии Пушкина и Голенищева-Кутузова, кроме разницы в силе и размахе, существует разница в тоне и настроении. У Пушкина тон бодрый, радостный и уверенный, у гр. Кутузова, напротив, тон минорный, настроение безнадежное…» Арсений Аркадьевич сам отмечал в письме к С. Д. Шереметеву: «Жизненной бодрости Пушкина я всегда завидовал. Истинное художественное творчество возможно только при условии любви к жизни, при вере в торжество добрых начал» Тем не менее в 1880-е гг., когда Голенищев-Кутузов приобрел наибольшую читательскую популярность, он «привлек внимание критиков, воспринимавших его как продолжателя пушкинской линии, хранителя устоев «золотого века» русской литературы». Идеи этого эстетического направления выразил Вл. С. Соловьев в статье «Значение поэзии в стихотворениях Пушкина»: «Поэзия может и должна служить делу истины и добра на земле, но только по-своему, только своею красотой и ничем другим…» В статье литературного критика С.А. Венгерова для Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона дается характеристика творчества графа: «Изящная, спокойная, не знающая мятежных исканий муза Г.-Кутузова почти чужда злобы дня. Хотя в общем поэт склоняется в сторону умеренного консерватизма, но все-таки без биографических дат о нем трудно было бы определить, к какому времени относится его деятельность. Г.-Кутузов – поэт интимных настроений по преимуществу, певец красот природы и стремления к беспечальному успокоению. Самый стих его, ровный и пластичный, исключает всякие порывы и дышит эпическим бесстрастием». Арсений Аркадьевич относился к своим произведениям критически: «Вообще мне всегда ужасно как-то стыдно и совестно делается, когда моим писаниям придают значение. Я так ясно чувствую ничтожество моих литературных работ, которым не могу, по стечению разных обстоятельств, предаться вполне, что всякое проявление внимания к этим работам меня более смущает, нежели радует»

В своих произведениях Голенищев-Кутузов обращался и к личности великого поэта, на творчество которого ориентировался. Среди них – стихотворение «26 мая 1880 г. (На открытие памятника Пушкину)». В своем стихотворении Арсений Аркадьевич вспоминает о периоде, когда встречалось несправедливое отношение к Александру Сергеевичу как поэту «своего времени, своей эпохи, и что время это уже прошло» (В.Г. Белинский, 1843 г.):

И редко лишь сквозь шум житейских смут,
Тревог и дел, потехи и безделья
Звук имени священного порой
Вновь пролетал печально над отчизной,
То с робкою, оглядчивой хвалой,
То с громкою и дерзкой укоризной!

Но время прояснило истину, «годов пронеся ряд, час миновал» и «светлых дум и чудных песен клад» оценили по достоинству:

Красы, добра и правды идеалы
Блеснули вновь, как утра чистый свет,
И помянул народ – в борьбе усталый,
Заблудший в тьме и духом обнищалый –
Что у него великий есть поэт.

Установка памятника Пушкину работы Александра Михайловича Опекушина в начале Тверского бульвара в Москве, проведенный в честь этого праздник стали особым событием в культурной жизни страны. Голенищев-Кутузов описал образ великого поэта, запечатленный скульптором:

А он стоит и смотрит с возвышенья
С приветом жизни, с благостью в очах,
Как будто снова полный вдохновенья,
Как будто с песней новой на устах.

Он смотрит вдаль – и видит пред собою
Сквозь многих дней таинственный туман,
Как движется пучиною живою
Грядущего безбрежный океан.

Эти же слова можно отнести и к памятнику А. С. Пушкина, который стоит в остафьевском парке. Очертания двух скульптур поэта, установленных в тишине усадьбы и в центре Москвы, имеют сходные черты, хотя, конечно, отличаются размерами. Это не случайно, автором обеих скульптур является А. М. Опекушин. Когда проходил конкурс на проект городского памятника, зодчий подготовил несколько вариантов. Скульптура для Остафьева была отлита по модели, которая находилась в доме Голенищева-Кутузова, причем принадлежащее ему «изображение Пушкина он считал наилучшим». Последний частный владелец усадьбы Остафьево С. Д. Шереметев и А. А. Голенищев-Кутузов были знакомы, особенно они сблизились весной 1895 г. в Петербурге. Тогда Арсений Аркадьевич собирал близких по духу людей в своей квартире на Адмиралтейской набережной. После одного из вечеров родилась идея создания Общества ревнителей русского исторического просвещения в память государя императора Александра III. Шереметев возглавил Общество, а Голенищев-Кутузов стал одним из членом Правления и товарищем председателя.

Открытие памятника Карамзину.jpg

Открытие памятника Н.М. Карамзину, 18 июля 1911 г. В первом ряду крайний слева - А.А. Голенищев-Кутузов, третий слева (рядом с памятником) - С.Д. Шереметев

Когда С.Д. Шереметев задумал увековечить в остафьевском парке память о людях, связанных с усадьбой, Арсений Аркадьевич принял участие в формировании концепции одного из памятников. Для разработки проектов Сергей Дмитриевич пригласил академика гравюры Николая Захаровича Панова. Первым в 1911 году был открыт памятник Н.М. Карамзину. На праздник в честь этого события был приглашен граф Голенищев-Кутузов. Несмотря на нездоровье, Арсений Аркадьевич был среди гостей, С. Д. Шереметев запомнил его «возбужденного и радостного во время службы, заседания и за столом, особенно же во время прогулки к березовой аллее…» По возвращении Голенищев-Кутузов прислал письмо Шереметеву с выражением признательности за проведенные в усадьбе часы и впечатления: «Во все время пребывания моего в Остафьеве чудилось мне, будто славные тени великих людей, некогда там живших, вдохновлявшихся и творивших свои бессмертные создания, витали над нами и невидимо участвовали в устроенном Вами торжестве» (от 19 июля 1911 г.).

Когда речь зашла об создании памятника Пушкину, Голенищев-Кутузов проявил к этому вопросу деятельное неравнодушие. Если академик гравюры Н. З. Панов видел памятник в классическом стиле, то Голенищев-Кутузов, к мнению которого прислушивался Шереметев, считал, что памятник должен носить национальные черты, «печать народного русского искусства и вместе с тем напоминать о пребывании Пушкина именно в Остафьеве». По причине сложности выработки общего решения, 4 августа 1912 г. Сергей Дмитриевич собрал комиссию, участвовать в которой также пригласил художника В. М. Васнецова, историка литературы П. Н. Шеффера. Кутузов предложил «принадлежащую ему статую Пушкина, работы Опекушина, как модель для бронзового слепка» (из телеграммы С.Д. Шереметева к жене Е.П. от 9 августа 1912 г.). Арсений Аркадьевич изложил свои мысли по проекту памятника в письме к Сергею Дмитриевичу от 10 августа 1912 г.: «Вот в каком, приблизительно, виде мне представляется памятник Пушкину в изображении Опекушина…Думаю, что барельеф было бы желательно поместить на лицевой стороне подножия. Это совсем не помешало бы надписям: сверху – «Пушкину», а снизу – «Он между нами жил», и т.д. Подножие должно быть по крайней мере на одну треть выше статуи. Мне кажется, что оно может быть сложено из кирпича и только облицовано каким-нибудь темным камнем… На боковых стенках можно поместить надписи: «Я был рожден для жизни мирной» и т.д. и «Здравствуй племя молодое, незнакомое», а на задней стороне весьма уместно было бы, по моему мнению, начертать: «Сей памятник сооружен и освящен в селе Остафьеве в 1913 году». Площадка вокруг подножия должна в поперечнике быть в три раза шире памятника. Можно бы ее замостить мелко дробленным камнем всю, или только дорожку кругом; остальное же пространство пусть было бы покрыто травой, а площадку оградить грубо обтесанными камнями с висящими между ними простыми железными цепями. Вот и все. Вокруг Пушкина все должно быть просто, непритязательно и строго. Одно его изображение (если оно хорошо) вполне достаточно, чтобы произвести на всякого приходящего сильное и глубокое впечатление». В дальнейшем многие идеи Кутузова воплотились в реальность. В том числе, на постаменте были выгравированы все три цитаты из Пушкина, которые он выбрал. Среди них фрагмент из «Евгения Онегина»:

Я был рожден для жизни мирной,
Для деревенской тишины,
В глуши звучнее голос лирный,
Живее творческие сны.

Можно предположить, что Арсений Аркадьевич выбрал эти строки по той причине, что они были созвучны его собственным мыслям о живительной силе природы, что не раз отражалось в его статьях и поэтических строках:

Есть одиночество в глуши,
Вдали людей, вблизи природы, -
Полно задумчивой свободы,
Оно целебно для души.

Также Арсений Аркадьевич взял на себя организационные работы по отливу статуи из бронзы, договорившись с лучшей на тот момент в Петербурге бронзолитейной фабрикой Морана, выполнявшей императорские заказы.

Пушкин.jpg

Памятник А.С. Пушкину в остафьевском парке
Медная пластина на задней грани постамента

15 июля 1913 года в остафьевском парке состоялось торжественное открытие трех памятников поэтам: В.А. Жуковскому, П.А. Вяземскому и А.С. Пушкину. На празднике среди приглашенных гостей присутствовали внуки великого поэта, Александр Александрович и Анна Александровна Пушкины, вдова графа Голенищева-Кутузова Ольга Андреевна. Сам Арсений Аркадьевич полгода не дожил до этого дня. В память о нем граф Шереметев установил на задней грани постамента небольшую медную пластину: «Памятник воздвигнут по проекту академика Н.З. Панова, фигура же А.С. Пушкина исполнена с (гипсового) оригинала профессора Опекушина, предоставленного графом А.А. Голенищевым-Кутузовым, которому принадлежит и выбор надписей на пьедестале». В следующем 1914 году Сергей Дмитриевич издал свой очерк «Граф Арсений Аркадьевич Голенищев-Кутузов». Эпиграфом к этой небольшой книге стали строки из посвящения А.Н. Майкову, написанного Арсением Аркадьевичем по случаю присуждения последнему Пушкинской премии: «Тень Пушкина тебя усыновила и на главу твою сложила свой венец». В этом же году вышло последнее собрание сочинений Голенищева-Кутузова в четырех томах.

В советское и постсоветское время произведения графа А.А. Голенищева-Кутузова не печатались и оказались почти забыты. Только в последние годы стал возрождаться интерес к творчеству и судьбе поэта и писателя XIX-начала XX века. Стихи поэта прозвучали по радио, появились аудиозаписи, критические статьи, в открытом доступе библиотек выложены оцифрованные дореволюционные сборники Голенищева-Кутузова, литератора, который по выражению одного из критиков «стоял на самой бдительной страже Пушкинского искусства».

Автор статьи Трофимова Т.И.

Литература:

Венгеров С.А. Голенищев-Кутузов А.А. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Голенищев-Кутузов,_Арсений_Аркадьевич

Володина Т.Д. Памятник А.С. Пушкину в Остафьеве // Остафьевский сборник. М., 1993. Вып. 1 .

Гайсина Альбина. Последний из «стаи славной». http://hrono.ru/text/2005/gays03_05.html 

Голенищев-Кутузов А.А. Сочинения в 4-х томах. Санкт-Петербург. 1914.

Зверев Н. А. Граф Арсений Аркадьевич Голенищев-Кутузов // Сочинения графа А. Голенищева-Кутузова в 4-х томах. Санкт-Петербург. 1914. Том 1. С. 3-28.

Смирнова Т.Н. Мемориальная «сюита» из камня и бронзы. История сооружения памятников в усадьбе Остафьево // Горный мир музеев. М., 2018.

Шереметев С.Д. Граф Арсений Аркадьевич Голенищев-Кутузов. Санкт-Петербург. 1914.

Шеваров Дмитрий. Поэтические встречи. Российская газета. Федеральный выпуск. №56(5432) 17.03.2011. https://rg.ru/2011/03/17/golenishev.html

Тверская областная библиотека им. А. М. Горького. Тверские усадьбы. Арсений Аркадьевич Голенищев-Кутузов. https://kray.tverlib.ru/tverskie-usadby-arseniy-arkadevich-golenischev-kutuzov