В священный для каждого мусульманина праздник Курбан-байрам, рассказываем о некоторых предметах из коллекции исламского искусства князей Вяземских.
Один из владельцев усадьбы Остафьево, князь Павел Петрович Вяземский с 1846 по 1850 гг. служил дипломатом в русской миссии в Константинополе. Во время пребывания в столице Османской империи он заинтересовался культурой Востока, делал акварельные зарисовки пейзажей и местных жителей, увлекся коллекционированием.
Собрание восточного искусства князя П.П. Вяземского включала турецкое, иранское и индийское оружие, рукописи и миниатюры, образцы арабской каллиграфии, изразцы, предметы декоративно-прикладного искусства.
Часть этой коллекции в настоящее время представлена в витрине в парадной столовой усадебного дома: это иранское наступательное и оборонительное оружие эпохи Каджаров, турецкий ятаган с ножнами XVIII в. из собрания Серпуховского историко-художественного музея, куда предметы были распределены после ликвидации музея в Остафьеве в 1930 г.
Иранский щит из коллекции князя П.П. Вяземского можно долго рассматривать. Его высокие декоративные шляпки прикрывают заклепки, с помощью которых крепились кольца, а на кольцах держались утраченные кожаные ремни рукояти. Щиты-сепары широко применялись в Иране уже в сефевидскую эпоху (XVI-XVIII вв.) как защитное вооружение, которое носили, как правило, на левой руке. Первоначально щиты изготавливали из шкур животных – буйвола, слона или носорога, а в каджарское время (конец XVIII в. – 1925 г.) особенное распространение получили стальные щиты. Они могли быть разных размеров, однако в среднем их диаметр колебался в диапазоне от 35 до 60 см. Щиты украшались растительным орнаментом, а также надписями и их имитацией.
Многие виды иранского наступательного вооружения к XIX в. приобрели церемониальный и мистериальный характер. К ним относятся боевые топоры. Изначально топоры предназначались для ведения ближнего боя, однако в каджарскую эпоху небольшие топорики, носящие название «табарзины» («приседельные топоры»), стали принадлежностью бродячих дервишей. Как и любые предметы, принадлежавшие дервишам, топоры-табарзины наделялись особым сакральным смыслом и прежде всего воспринимались в качестве орудия борьбы за веру против собственных страстей и пороков, не позволяющих человеку приблизиться к Богу.
В витрине парадной столовой можно увидеть подобный топор-табарзин, а также две булавы иранского происхождения. Булава-плеть имеет деревянное навершие, а рукоятью ей служит кованый наконечник копья. К булаве прибиты 18 цепей. Такие булавы-плети применялись для самоистязаний при церемониях праздника Шахсей-вахсей (это траурные церемонии и обряды в знак памяти о мученической гибели в 680 г. в битве при Кербеле внука пророка Мухаммеда и сына халифа Али имама Хусейна).
Вторая булава имеет навершие в виде бычьей морды и называется булава горз-и гавсар. В средневековье булавы использовались в ближнем бою и предназначались для пробивания доспехов, однако в XIX веке они утратили боевые функции, стали изготовляться полыми внутри, что делало их легкими и непригодными для борьбы, и получили ритуальное значение как инструмент добра в борьбе со злом. При этом стоит отметить, что исторически в культуре Ирана булава с бычьей мордой воспринималась как символ царской власти. В Авесте, священной книге зороастрийцев, такая булава являлась оружием бога Митры. В поэме «Шах-наме» Фирдоуси с помощью булавы с бычьей мордой герои побеждают тиранов и злобных демонов. Такие булавы часто изображались в руках у царственных особ. В XIX веке булавы горз-и гавсар в большом количестве изготавливали для экспорта в Европу и в качестве сувениров.
Помимо иранского, в собрании П.П. Вяземского было турецкое и индийское оружие. Один любопытный пример турецкого оружия представлен в витрине – это ятаган с ножнами XVIII в. На клинке ятагана золотой наводкой написаны имена «обитателей пещеры» – это герои притчи Корана (восходящей к христианскому преданию о семи спящих эфесских отроках), которые укрылись от язычников в пещере и по воле Божией уснули более чем на 300 лет, а потом чудесным образом пробудились.
Литература:
1. «Под небом голубым Востока…». Коллекция исламского искусства князей Вяземских в Остафьеве. М.: ООО «РИФ СЕМИР», 2021. 80 с.
2. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров (конец XVIII в. – 1925). Каталог выставки. М.: ГМВ, 2021. 231 с.