Разделитель

Выставка «Записная книжка»

Выставка «Записная книжка»

C 25 марта 2023 года в Государственном музее-заповеднике «Остафьево»-«Русский Парнас» работает выставка Николая Данилевского и Натальи Ходячевой «Записная книжка» с цитатой А.С. Пушкина «И помнят многие страницы...». И это не случайно. Николай Данилевский является прямым потомком великого русского поэта по линии его старшего сына Александра Александровича Пушкина (1833-1914). Наталья Ходячева представитель дворянского рода Пустошкиных, потомок известного драматического актера Ивана Петровича Пустошкина (1795-1842). В 1817-20 годах И.П. Пустошкин (сценический псевдоним Борецкий) встречался с А.С. Пушкиным у князя А.А. Шаховского, о чем упомянут Пушкиным в «Моих замечаниях об русском театре».

Основу экспозиции выставки составляют произведения Николая Данилевского из проектов «С чистого листа» и «Ностальгия». Это работы состоящие из двух, и более частей, выполненные в виде раскрытой книги. А так же творчество Натальи Ходячевой представленное фрагментами цикла «Дворянское гнездо», где автор переосмысливает наследие мастеров серебряного века.

Искусствовед М.Ю. Герман о работах Николая Данилевского пишет так: «Может показаться, что художник Николай Данилевский принадлежит к беспредметной традиции. Это не совсем так, скорее, он пишет призраки вещей, фантомы виденного, причем делает это с превосходным вкусом и большой живописной культурой, тонко обрабатывая живописную поверхность. Именно то, что сто лет назад называли «гудением холста», красноречие красочного слоя — важнейшее преимущество мастера наряду с привлекательной зашифрованностью мотивов, системой тонких пластических аллюзий».

В свою очередь, высоко оценивая творческие искания Натальи Ходячевой, М.Ю. Герман отмечает специфическую рефлексию проекта Дворянское гнездо  : «Работы Натальи Ходячевой это рафинированные, почти монохромные композиции, миражи старых писем и фотографий, потускневших от времени, застенчиво и горько открывающие чуткому взгляду свои забытые тайны».

Экспозиция выставки состоит из живописных  и графических работ мастеров из Санкт-Петербурга , а так же предметов из домашних архивов авторов. При кажущейся разрозненности, все составляющие проекта связаны между собой одной идеей – показать течение времени  через предметы «банальные», окружающие нас ежедневно и ежеминутно. Это «Смешное наследство» – книги, открытки, старые черно-белые фотографии, пуговицы, шкатулка и прочие мелочи хранящие тепло рук далёких предков художников и служащие своеобразным ключом к пониманию выставки.

Проект петербургских мастеров «Записная книжка», несмотря на свою серьезность, пропитан тёплой иронией в духе произведений Гофмана, столь характерной для представителей фантастического реализма.

Выдержав проверку временем, проект пользуется интересом у зрителя. Он не теряет своей сути, несмотря на наполнение новыми экспонатами и постоянно вносимым изменениям. И на этой выставке подобно записной книжке открывается  новая страница. Николай Данилевский обращается к произведению А.С. Пушкина «Подражание Корану», написанному поэтом в 1824 году. Размышление потомка-художника над литературным памятником предка будет представлено новой картиной Николая Данилевского. Автором идеи выставки и руководителем творческого проекта «Записная книжка» является Альфия Рахматулина  (Санкт-Петербург). 

Биография Николая Данилевского

Биография Натальи Ходячевой