Разделитель

Ночь искусств: памятные медали о великих русских композиторах

Ночь искусств: памятные медали о великих русских композиторах

1 (4).jpg

Дорогие друзья! Мы продолжаем программу «Ночи искусств - 2022» под слоганом «Наши традиции».

«Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека».
 Д.Б. Кабалевский.

Классики русской музыки любили народный фольклор, широко использовали его. Именно поэтому, часто, в мелодиях рожденных фантазией композитора, мы слышим отголоски народной музыки. Сегодня, в рамках акции «Ночь искусств - 2022» Фонды музея представляют серию памятных медалей о великих русских композиторах, которым удалось объединить в своих произведениях наследие мирового музыкального искусства с русскими народными мелодиями, связать воедино музыку и русский дух, создав произведения, ставшие неотъемлемой частью культурного наследия народов России.

20221102_173618.jpg20221102_160227.jpg

100 лет со дня смерти М.И.Глинки. Автор Виленский З.М. ЛМД. 1958г. Томпак. 67 мм.

Михаил Иванович Глинка является основоположником отечественной русской классической музыки и первым русским композитором-классиком, достигшим мировой славы. Композитору принадлежат замечательные слова: «…создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем». Произведениям Глинки присущи глубокое и разностороннее отображение жизни народа, его мировоззрения и характера, его исторического опыта. Композитор по праву может называться певцом русского народа, ведь искусство  Глинки питалось истоками народного  творчества, усваивало древнейшие традиции русской хоровой культуры, по-новому претворяло художественные принципы русской  композиторской школы того времени. Его творчество вывело русскую музыку на путь широкого, монументального, общенародного  искусства. Истоки музыки Глинки уводят в русское народное творчество. Любовью к Родине, ее народу, к русской природе проникнуты лучшие его произведения: народно-героическая опера «Иван Сусанин», сказочно-эпическая опера «Руслан и Людмила», произведения для голоса с фортепиано: романсы, песни, арии симфонические пьесы: увертюры «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде» симфоническая фантазия «Камаринская», «Вальс-фантазия» фортепианные пьесы и др. Как и Пушкин, Глинка исключительно широко отразил в своем творчестве современную действительность, дал новое воплощение народности и национальности в музыкальном искусстве.

20221102_160147.jpg20221102_160155 (1).jpg   

П.И. Чайковский. Автор Соколов Н.А. ЛМД. 1951г. Бронза. 60 мм.

«Русская народная песня есть драгоценнейший образец народного творчества; ее самобытный, своеобразный склад, ее изумительно красивые обороты требуют глубочайшей музыкальной эрудиции, чтобы суметь приладить русскую песню к установившимся гармоническим законам, не искажая смысла и духа...»

П.И. Чайковский 

Петр Ильич Чайковский очень интересовался фольклором и в своем творчестве неоднократно использовал народные песни. А его труд сборник «50 русских народных песен, положенных для фортепиано в 4 руки», опубликованный в двух тетрадях,  приобрел необычайную популярность. В каждой из тетрадей было представлено по 25 народных песен, в которых композитору удалось не только передать художественные образы русских песен, но и усилить эмоциональное содержание каждой песни, найдя уникальный способ передачи специфики и стиля жанра в каждом конкретном образе.
Композитор раскрыл своеобразие отечественной музыкальной традиции, ее ладовую уникальность, которая не укладываясь в мажоро минорные ладовые системы значительно расширила восприятие слушателя, его бесконечный мир эмоций, торжество жизни в ее многообразии.


20221102_160203.jpg20221102_160209.jpg
 

100 лет со дня рождения А.Н.Скрябина. Автор Кнорре А.Г. ЛМД. 1974г. Томпак. 60 мм.
Александр Николаевич Скрябин как никто другой оказал на современников и ближайших потомков столь захватывающего воздействия в фортепианном исполнительстве, и вообще во всей атмосфере русской духовной жизни - и до, и после революции. Композитору удалось создать оригинальные типы фактуры, новую трактовку фортепиано, импрессионистски утонченную. 
Переломный этап в истории России стал, тем не менее, интересным временем в развитии ее культуры. Своим творчеством, Скрябин выразил духовное состояние того переломного времени, сам став эпохой в музыкальной жизни России.

20221102_160132.jpg20221102_160138.jpg
 
125 лет со дня рождения М.П.Мусоргского. Автор Рукавишников И.М. ММД. 1964г. Томпак. 60 мм.

«Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей».
М.П. Мусоргский

Вторая половина XIX века - время рассвета всего русского искусства, когда во всех отношениях музыкальная культура России переживала обновление. В это время складывается музыкальный кружок под названием «Могучая кучка», называвших себя наследниками М. И. Глинки. Главным для них было воплощение в музыке народа. Особенно идеей народности проникся один из наиболее самобытных композиторов – Модест Петрович Мусоргский. Композитор последовательно и сознательно раскрывал в своем творчестве идею народности. Мусоргский горячо любил народную песню. Изучал её по различным сборникам и делал записи заинтересовавших его мелодий для своих сочинений.  Началом расцвета его могучего, самобытного таланта, подарившего русской культуре многие гениальные творения стала опера «Борис Годунов», центральным действующим лицом которой стал народ, а жанр оперы опредёлен как народная музыкальная драма. Мусоргский впервые в истории оперы, не только русской, но и мировой нарушил обыкновение представлять народ как нечто единое.