В остафьевском фондовом собрании хранятся около десятка миниатюрных деревянных резных икон, выполненных с большим мастерством. Эти предметы поступили из семьи Шереметевых, некоторые из иконок подписаны, и в них проставлены конкретные даты приобретения или дарения кому-то из членов семьи.
Паломнические святыни или евлогии (в переводе с греческого языка – благословение) были очень распространены в XIX веке. Их называли еще путевыми, то есть их можно было взять с собой в путь. В императорской России существовало несколько центров, где изготавливались деревянные резные миниатюрные иконки, складни (икона, состоящая из двух, трех, четырех секций) и кресты. Специалисты предполагают, что культура изготовления резных предметов личного благочестия пришла на Русь вслед за принятием православия из Византии. На культуру русской резьбы также существенно повлиял Запад, активные торговые и культурные отношения с которым начались еще в средние века. Промысел по созданию резных религиозных изображений развивался в двух направлениях: храмовой скульптуры и предметов личного благочестия. Техника филигранной и миниатюрной резьбы появилась сначала на Афоне в Греции. Именно оттуда паломники в XIX веке стали привозить искусно выполненные монахами наперсные, напрестольные кресты и иконки. Эти предметы изготавливались и в XVIII веке, но именно XIX век стал золотым веком русского паломничества, что способствовало расцвету этого кустарного промысла. Логическим развитием традиций Афона стало возникновение такого же промысла вокруг Киево-Печерской Лавры, куда на поклон местным святыням стекались сотни паломников. Еще одним значимым центром создания резных миниатюрных икон стала Троице-Сергиева Лавра. Изделия этих двух центров кустарного промысла отличались по стилистическим и техническим особенностям резьбы и каждый центр создавал образы святых, прославленных в своей обители.
Излюбленный образ Киево-Печерской Лавры – Печерская Богородица. В качестве первоисточника использовалась древнейшая чудотворная икона «Успение Пресвятой Богородицы» (XI век), хранимая в Ближних Пещерах Лавры, воспроизведения которой были очень востребованы паломниками. Характерны для киевских резчиков и многоярусные композиции с образами Антония и Феодосия Печерских. Также в Киеве активно изготавливались иконы с изображением святой Варвары, святые мощи которой хранились в Лавре. Молитва перед этим образом помогала избежать внезапной смерти без покаяния, поэтому Святую изображали с Чашей для Причастия.
В Троице-Сергиевой Лавре излюбленными образами были, конечно, Святой Преподобный Сергий Радонежский, а также его ученик Святой Преподобный Никон, особым вниманием пользовалось у паломников икона «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому».
Материалом для резных икон служило кипарисовое дерево. Хотя кипарис был дорог и его привозили в Россию издалека, он ценился резчиками за особые свойства и по причинам духовного характера – из кипариса был сделан столб Креста Господня. Золотистая древесина отличалась красотой, была приятна на ощупь, обладала запахом, созвучным с запахом церковных благовоний. Кроме того, кипарисовая древесина имела твердую однородную структуру без сучков, не крошилась при резьбе, позволяя прорабатывать мельчайшие рельефные детали, и она прекрасно сохранялась. Причем, как отмечают специалисты, для работы резчики использовали, в основном, нож. Специальные резцы использовались редко.
Сегодня мы познакомимся с двумя иконами из нашего музейного собрания.
Первая икона «Святой Михаил Архангел со Святой мученицей Варварой. Рождество Христово». (КП 7447 Д 53) изготовлена в Киево-Печерской Лавре в 1850-е гг. Это резная икона в деревянной прямоугольной раме под стеклом. Ее размер по сравнению с другими подобными иконами не очень мал – 15,5 х 10,4 см. Поле иконы можно условно разделить на 2 части. На переднем плане изображены две фигуры святых в рост на фоне архитектурного пейзажа: слева – Архангел Михаил, держащий меч и щит с изображенным на нем Всевидящем оком – многовековой символ Божьего всеведения; справа – Святая Варвара в короне с мечом и с Чашей для Причастия в поднятой руке. В верхней части в тондо (изображение, вписанное в круг) – композиция «Рождество Христово»: в центре Младенец, на которого падает свет Рождественской звезды, рядом с ним по обе стороны – Пресвятая Богородица и Святой Иосиф. Над тондо надпись: «С.Михаилъ. Рождество: Христ: С. Му: Варвара». Все элементы этого миниатюрного сюжета тщательно выполнены. Нимб Спасителя, сияние над головами святых, сияние, исходящее от Чаши созданы из тончайших древесных лучей. Крылья Архангела Михаила, складки одежды Святой Варвары поражают тонкой проработкой. При этом лики выполнены довольно обобщенно, схематично. В целом, несмотря на объемное изображение, икона отличается графичностью.
Эта икона представляет помимо художественной ценности ценность мемориальную. На обороте хорошо читается надпись: «1856-го 22 февраля въ среду привез мнъ сынъ Борисъ изъ Кiева». Поиски адресата и дарителя дали следующий результат: надпись могла быть выполнена Варварой Петровной Шереметевой (1786-1857), матушкой композитора Бориса Сергеевича. В 1856 году она была еще жива, а вот ее муж, отец композитора Сергей Васильевич (1786-1837) уже много лет тому назад умер. Самому Борису Сергеевичу Шереметеву (1822-1906) было в том году 34 года, его собственный сын Борис родится еще только через 11 лет. Поэтому явно речь идет о старшем поколении. Икона с изображениями Архистратига Михаила, возглавляющего все духовное воинство, а главное – Святой Варвары, покровительницы Варвары Петровны явно была очень важным и дорогим подарком, да еще от любимого сына. В подписи указаны не только год, месяц и число, когда она была подарена, но даже день недели. Видимо, это было характерно для того времени, и на некоторых других подписных иконах также указаны дни недели. Для Варвары Петровны в ее почтенном возрасте (ей было уже под 70), молитва Святой Варваре, которая предохраняла от смерти без покаяния, несомненно, имела особенное значение. Подаренную ей небольшую иконку, привезенную из Святого места – Киево-Печерской Лавры, она могла постоянно носить с собой.
Вторая Икона-складень «Св. Николай Чудотворец, Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому, Св. преподобный Никон». (КП 7451 Д 57 ) изготовлена в Троице-Сергиевой Лавре в 1880-е гг. Размер ее очень небольшой, в сложенном виде – 9,3 х 5,1 см. Трехстворчатый, деревянный прямоугольной формы под стеклом, с навершием в верхней центральной части, на котором изображено Всевидящее око в облаках, на каждой боковой створке также по навершию в виде облаков. Представлен классический вариант иконографии: в центре изображено Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому с надписью «Посещенiе пр. Сергiя». Пресвятая Богородица изображена в рост и с двумя апостолами Петром и Иоанном. Перед ней на коленях преподобный Сергий. Левая створка – Св. Николай Чудотворец в рост с надписью «Св. Ник.»; правая створка – Преподобный Никон (Радонежский) в рост с надписью «Пр. Ник.». Характерный для такого рода миниатюрных иконок элемент изображения – тончайшие волоски щетины имитируют небесные лучи. Створки складня украшены золоченым позументом. Работа резчика виртуозная. При малом размере иконы черты ликов, складки одежды тщательно проработаны, есть попытка передачи индивидуальных характеристик ликов. Эта икона отличается пластичностью, в ней есть объем, глубина, есть даже перспектива. Изображения словно вылеплены, а не вырезаны из дерева.
Надпись с обратной стороны: «Б.Ш. Троица 1884г. 31 мая Четвергъ». Эта надпись, скорее всего, принадлежала Сергею Борисовичу, композитору. Его сын был слишком мал, чтобы покупать паломнические иконки, в 1884 году ему было всего 7 лет.
Судя по количеству сохранившихся миниатюрных икон в разных техниках, переданных потомками Бориса Сергеевича Шереметева музею, в семье Шереметевых нередко совершали паломнические поездки. Приобретали себе, покупали в подарок, потом бережно хранили, даже в богоборческие времена. Миниатюрные резные иконы, о которых сегодня шла речь, в наше время явление крайне редкое. То, что в фондовом собрании Остафьевского музея оказались эти резные миниатюрные иконы – большая удача. Для музея особую ценность представляют и надписи на иконах, выполненные рукой владельцев и свидетельствующие не только о месте приобретения и датах, но о чем-то гораздо большем – словно мы услышали живые голоса тех людей.
Используемая литература.
-Максим Бурмистров. Резные иконы – Божье Благословение страннику. Альманах Деньга № 1(15)/2016.
-https ros.net /news/2014…
-https://ru.wikipedia…История иконописи