Иногда листая книгу, давно оставленную на полке, вдруг обнаруживаешь между страниц засушенный цветок или листик, словно весточку из прошлого: пытаешься вспомнить, когда положили его сюда, служил ли он закладкой, или привлек внимание своей быстротечной красотой и должен был пополнить гербарий.
Гербарии в виде коллекции засушенных цветов и трав, как считают специалисты, появились в XVI веке в Европе, а вот искусство создавать рукописные гербарии было известно с более давних времен. Сначала рисованные травники имели сугубо утилитарное значение: это были справочники лекарственных растений для врачей и знахарей, с разной степенью точности, передававшие их строение и форму, а в задачу пользователя входило определить растение и найти такое же в природе. С развитием научного интереса к ботанике, рисование цветов и трав приобрело, кроме того, исследовательский и обучающий характер. Так уже в 18 веке в просвещенных семьях Европы было принято включать рисование растений в систему образования. Ученики выводили тонкие лепестки и травинки с натуры по «живому образцу», здесь и урок ботаники и рисования одновременно. Для рукописного гербария было важно соблюсти точность изображения, фантазии в этом случае не допускались. Листы с запечатленными растениями собирались в папку или книгу.
Более двухсот лет назад неизвестный художник, увлеченный изучением растений, создал галерею этюдов с научно – точным и одновременно художественным изображением цветов. Рассмотрим один из рисунков, хранящийся в фонде музея: прямостоящий стебель с поочередно растущими листьями на длинных черенках, венчает зонтик, собранный из одиночных цветков; рассеченная форма зеленого листа, подробный узор прожилок на нем и вид цветка с пятью бледно - розовыми лепестками позволяют нам узнать в изображенном цветке герань. Специалистам – цветоводам, без сомнения, не составит труда определить вид и сорт растения. Вместе с тем, как искусно рисует художник изящный стебель, хрупкое соцветие, использует градацию оттенков зеленого и розового цветов для придания объема изображению. Рисунок выполнен гуашью по бумаге предварительно загрунтованной также однотонной бежевой гуашью. В правом нижнем углу листа, в легком барочном картуше указан порядковый номер – 118, судя по которому можно предположить, что рукописный гербарий был довольно обширным. Листами очевидно дорожили, так как впоследствии их дублировали на более плотную бумагу конца 18 века, чуть меньшего формата, что уберегло их от коробления и сломов.
Лист из рукописного гербария с изображением герани сохранил для нас особенности строения и недолговечную красоту цветка, позволил «услышать» тонкий аромат ушедшей эпохи.
И.Седакова.