На пороге Масленица – праздник проводов зимы и встречи весны, переживший века, сохранивший в своей основе обрядовые формы дохристианской славянской мифологии (например, сжигание чучела, символизирующее уходящую зиму). В христианской традиции Сырная седмица (так называлась масленица) предшествует Великому посту и вошла в православный календарь. Этот праздник не был забыт даже во времена богоборчества в советское время и остался одним из любимых в наши дни. Среди непременных атрибутов праздника Масленицы не только блины, но, например, и катания на санках, что подтверждает еще одно название этой праздничной недели - катальная.
В фондовом собрании остафьевского музея хранятся санки, изготовленные на Русском Севере. Они небольшого размера (60 х 28 х 25 см), крестьянской работы с полихромной росписью (цвета: красный, синий, желтый, зеленый, белый). Готовили такие саночки заранее, расписывали самыми яркими красками, украшали резьбой. Изготовлены они традиционно для конца 19 – начала 20 веков: в основе - полозья и сиденье из трех квадратов-филёнок, передняя филёнка приподнята. Для прочности санки окованы железными тягами. Сиденье соединено с полозьями кручёными металлическими стяжками и деревянными стойками. Всё пространство между лентами оковки из железа украшено резьбой и расписано. Филёнки по центру декорированы резными накладными цветами с восемью лепестками, что можно рассматривать, опираясь на ряд источников, как солярный символ (символ солнца), а также росписью с ягодно - лиственными мотивами. В центре цветка - иксообразный крест в круге, что также является солярным символом. Главный смысл праздника – проводы зимы, поэтому в орнаменте санок, прежде всего, выражено прославление Солнца.
Раскраска подчеркивает конструкцию предмета. Полозья с боков покрывали, как правило, красным цветом, филёнки также обводились красным. Красный был основным цветом, который использовали мастера. Желтый и зеленый относились к сопутствующим. И на наших санках из музейного собрания традиционно полозья и филёнки по периметру -красные, фон филёнок – желтый, на нём резные цветы, где также красного оттенка довольно много. Есть в росписи санок и синий, и зеленый, и белый цвета. Но, по сохранившимся следам красочного слоя, можно заметить, что именно красный цвет - основной, в русской традиционной культуре он воспринимался как символ жизни, нёс функцию оберега. Волнистые линии на лепестках символизируют воду, а вода - начало жизни. Роспись любых бытовых предметов всегда заключала в себе смысловое содержание.
Легко представить, как празднично смотрелись десятки ярко расписанных санок зимой на снегу. Правда, яркость красок в нашем случае уже в значительной степени утрачена. По периметру сиденья полустёртая надпись: «Хороши вы и баски остались до паски Великой посъ поживите подарочков покопите, татенькам скажите чтобы до паски доживали приданого копили насъ молодцов в гости дожидали». На оборотной стороне эта же надпись повторяется, причём в прекрасной сохранности.
Эти крестьянские саночки – обрядовый предмет. В надписи, выполненной в разговорной манере и без знаков препинания, обращение к будущим невестам. Русское диалектное слово «баски», «баский» - «красивый», традиционно распространено во многих областях к северу и северо-востоку от Москвы, в том числе в Вологодской и Архангельской областях. В смысле обрядности саням придавали особенное значение. В данном случае, речь идёт о будущем сватовстве и свадьбах после Великого поста. Наши саночки – масленичные, поскольку в надписи как раз упоминается Великий пост, который следует сразу за Масленицей. Если бы не надпись, они показались бы детскими. В Новгородской, Архангельской, Вологодской, Олонецкой областях их называли чунки. Похоже, так называли и детские салазки, и вообще санки для катания с гор. На таких саночках съезжали не только дети, но и девушки, и парни, и молодожёны. А катанию с гор в древности приписывали магическое значение, связывали с будущим урожаем льна. Все масленичные обряды были посвящены плодородию.
В народе масленичные гуляния и катания воспринимались как смотрины невест и женихов, которые надевали на себя всё самое нарядное и лучшее. Под пристальным вниманием были и молодожёны, их даже заставляли целоваться у всех на глазах. Недавно породнившиеся семьи обязательно ходили друг к другу в гости. Веселье, угощенье, катания на тройках, на санках должны были помочь природе пробудиться от зимней спячки. Для тех, кто ещё не вступил в брак, совместные катания предполагали выбор: парень приглашал проехать с ним на одних санках понравившуюся ему девушку. Будущие невесты обычно выстраивались около горы, ожидая приглашения. Скатываясь на маленьких саночках, парень усаживал девушку на колени, а она обнимала его за шею. При этом парню важно было показать своё умение управлять санками и не перевернуться. При большом стечении народа надо было продемонстрировать ловкость, физическую силу, сообразительность. Для катания использовали естественные возвышенности, которые заливали водой или строили специальные катальные горки. Подобными санками пользовались только раз в году на масленичной неделе. Потом эти саночки украшали сени - прихожую традиционного русского дома. В Великий пост свадеб не играли, поэтому в надписи на наших саночках предлагается пережить пост и копить приданое. Развлечения были не самоцелью, а представляли собой ритуальные действа. Гулянья на масленицу предваряли будущие свадебные обряды.
Автор: Наталья Геннадьевна Баландина
Использованная литература:
- Методические рекомендации по программе «Художественная
роспись по дереву на основе традиционного народного искусства
Русского Севера». – Вып. №3, Архангельск,1994.
- Зимние игры и забавы на Руси. htts://diletant media/ articles/
- https://culture-art.ru/народная -роспись-северной-двины
- https://www.nordicrunes.ru/solyarnie_ znaki ...