В фондовом собрании музея - усадьбы «Остафьево» хранятся произведения печатной графики первой половины XVII – начала XXI века. Из всего многообразия тем, представленных в искусстве графики старых европейских и русских мастеров, для знакомства мы выбрали эстампы с библейским сюжетом.
Текст Священного писания на протяжении веков служил источником идей для искусства, вдохновлял мастеров на художественное осмысление Слова, был тем камертоном, по которому многие поколения мыслящих людей определяли духовные и нравственные ориентиры. Закономерно, что в истории искусства ветхозаветные и евангельские сюжеты занимают одно из центральных мест.
Постигая текст Библии художники соотносили его с современной им эпохой и часто изображали библейские истории в знакомых реалиях –костюмах, интерьерах, пейзажах, а образы библейских героев писали со своих современников. Такой подход позволял сократить временной разрыв между зрителем и героями сюжета, что побуждало искренне сопереживать происходящему, почувствовать вневременность и актуальность библейских событий.
На гравюре резцом «Три апостола» немецкий мастер Адам Фридрих Эзер (1717–1799) изобразил своих современников с явными портретными чертами в образах апостолов с символическими атрибутами, по которым зритель должен их опознать. Мы можем предположить, что с плотницкими атрибутами угольником и линейкой – Матфей (иногда его с ними рисовали), с посохом – покровитель пилигримов Иаков Старший Зеведеев, а Варфоломей с ножом мясника, которым с него живого сняли кожу. Под изображением подпись гравера (Oeser delineavit) и название сюжета.
В домах образованных людей эстампы, развешанные по стенам, выполняли задачу декорирования интерьеров, а увражи (художественные альбомы) с графикой по мотивам Священного писания знакомили с выдающимися произведениями искусства. Мастер, выполнявший репродукцию в гравюре или литографии, помимо точности изображения, должен был уловить манеру художника, верно расставить эмоциональные акценты, задуманные автором оригинала.На гравюре восемнадцатого века Джакомо Леонардиса (1723-1794) по рисунку Гаэтано Дзомпини (1700-1778) изображена мученическая смерть апостола Иакова Младшего. Художник, а вслед за ним и гравер заострили внимание на моменте падения Иакова, как бы на секунду сделали стоп-кадр, предлагая зрителю прочувствовать ощущение движения.
«Распятие» Огюстена Бурде (1792-1870) по широко известной картине Антониса ван Дейка из Королевского музея изящных искусств в Антверпене выполнено с виртуозным мастерством, граверу удалось передать ощущение надвигающейся бури, страшной трагедии.
Несколько листов коллекции посвящены образу Мадонны с известных живописных оригиналов. Среди них образ Девы Марии в «Святом семействе» по оригиналу Рафаэля Санти, русского талантливого гравера А. А. Пищалкина (1817-1892). За эту работу Пищалкин был удостоен большой золотой медали Академии художеств и поездки в Рим в качестве пенсионера Академии. Живописный оригинал, хранящийся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, благодаря редкой иконографии Иосифа, получил второе название – «Мадонна с безбородым Иосифом». В репродукционной гравюре Пищалкина плавные линии, округлые силуэты способствуют созданию ощущения затаенной грусти и печального предчувствия в обликах Марии и Иосифа, присущие оригиналу.
Два изысканных образа Мадонны в эстампах, прототипом для которых послужили живописные холсты Франческо Пармиджанино. На листе «Мадонна с розой», гравер Иоганн Тейхер (1715 -?) воспроизводит эффектную композицию, искусно владея штихелем, рисует нежную кожу, волнистые волосы, струящееся платье Мадонны, передает провокационный облик Младенца. Нарочитая утонченность, вытянутость, извитость элементов композиции (характерные признаки стиля «маньеризм»), присущие живописному оригиналу, ярко прослеживаются и в данном оттиске.Гравер Лондини в работе «Возлюбленная Пармиджанино» вслед за автором живописного прообраза любуется изысканной красотой профиля модели, плеч, разворотом фигуры.
Ряд работ русских мастеров продолжает лист И.А. Берсенева (1762- 1789) по оригиналу исторического живописца А.П. Лосенко «Святой апостол Андрей», с экспрессивным, несколько экзальтированным обликом и мощной лепкой торса апостола.
Возвышенный характер эстампов с сюжетами из Священного писания погружает зрителя в мир духовной и физической красоты человека, воплощенной в гравюре, приглашает к внимательному, заинтересованному рассматриванию.
Хранитель фонда «Графика»
Ирина Седакова.