Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина и Государственный музей-заповедник «Остафьево» – «Русский Парнас» представляют выставочный проект «Поэт и друг», посвященный Дмитрию Владимировичу Веневитинову (1805–1827). Несмотря на короткую жизнь, он ярко вспыхнул на небосводе русской культуры первой трети XIX века. Д.В. Веневитинов был разносторонним и одаренным молодым человеком – поэт и переводчик, композитор и музыкант, философ и художник.
Владелец усадьбы Остафьево П.А. Вяземский и Д.В. Веневитинов – поэты пушкинского круга. В реальной жизни они, в силу объективных причин, не пересекались. Но их объединяли литературное творчество и произведения, отражающие реалии общественной жизни, конфликты эпохи и чаяния современников. Произведения двух литераторов Золотого века оказали большое влияние на русскую культуру.
Название выставке дало стихотворение Дмитрия Веневитинова «Поэт и друг», написанное им в 1827 году и считающееся пророческим.
Душа сказала мне давно:
Ты в мире молнией промчишься!
Тебе все чувствовать дано,
Но жизнью ты не насладишься.
Эти строки словно предопределили скорую смерть автора. Д.В. Веневитинов умер в возрасте 21 года от тяжелой пневмонии.
На протяжении почти двух столетий и по сей день поэзия Дмитрия Веневитинова продолжает покорять своей изысканностью. Несмотря на кратковременную жизнь, чрезвычайно одаренная натура Д.В. Веневитинова успела развернуться с такой полнотой, что его имя оказалось связано не только с русской поэзией, но и с историей русской мысли. Хранителем памяти об этом замечательном человеке является Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина и одно из его подразделений – Музей-усадьба Дмитрия Владимировича Веневитинова. Сегодня это единственная музеефицированная дворянская усадьба на воронежской земле и, по сути, единственный музей в стране, экспозиция которого посвящена дворянскому роду Веневитиновых.
Имя А.С. Пушкина объединило семейства Веневитиновых и Вяземских. Нужно отметить, что Веневитиновы состояли с Пушкиным в родстве. Когда в 1825 году в периодике развернулась бурная полемика в связи с выходом в свет первой главы «Евгения Онегина», Дмитрий выступил на стороне автора. В журнале «Сын Отечества» № 8 был опубликован его «Разбор статьи о «Евгении Онегине». Это было первым выступлением Веневитинова в печати как литературного критика. Пушкин высоко оценил статью Дмитрия: «Это единственная статья, которую я прочел с любовью и вниманием. Все остальное – или брань, или переслащенная дичь». Впоследствии была опубликована критическая статья Веневитинова о второй главе «Евгения Онегина». Главы из романа «Евгений Онегин» Александр Сергеевич читал П.А. Вяземскому в один из своих приездов в Остафьево.
Осенью 1826 года, по возвращении из ссылки, Пушкин читал у С.А. Соболевского написанного «Бориса Годунова» группе молодых людей, среди которых был Дмитрий Веневитинов. А затем состоялось публичное чтение «Годунова» в московском доме Веневитиновых. Слушателями были члены семьи, их близкие знакомые и родственники. После премьеры Александр Сергеевич неоднократно бывал в доме Веневитиновых в Кривоколенном переулке.
Смерть Д.В. Веневитинова стала тяжелым ударом для всех, знавших его. Пушкин написал Дельвигу 21 марта 1827 года: «Милый друг, бедного Веневитинова ты уже, вероятно, оплакал. Знаю, смерть его должна была поразить тебя. Какое соединение прекрасных дарований с прекрасной молодостью».
Выставка в Остафьеве расширяет поэтические горизонты XIX-го века, так как творчество Петра Вяземского и Дмитрия Веневитинова оказало влияние на русскую культуру. Авторы создавали произведения, которые отражали реалии общественной жизни, конфликты эпохи и чаяния современников, и заслуженно их творчество относится к «Золотому веку» русской литературы.