Разделитель

Фонды Остафьево: Авторская медаль. Пушкин – отрок

01.06.2024
Фонды Остафьево: Авторская медаль. Пушкин – отрок

1 (3).jpg
Авторская медаль. Пушкин – отрок. Скульптор Вениамин Георгиевич Сидоренко. 1994 г. Бронза, литьё. 73 мм. КП 8461 МД 227

В преддверии Пушкинского праздника поэзии предлагаем познакомиться с самым юным образом поэта, воплощенным в мелкой пластике, хранящимся в Остафьеве.

Перед нами подросток, вчерашний ребенок, об этом говорят черты лица, округлость щёк, широко распахнутые глаза, пышная пена кудрявых волос. Разрез глаз передаёт активность, устремлённость к цели, всё его внимание поглощено какой-то сценой.

Скульптор мастерски владеет материалом, рельефно обозначая детали, на плоском поле появляется копна кудрей, тонко очерчены глаза, нос, губы, намечен подбородок – все это дано мягкими, плавными линиями.

Иначе проработаны детали одежды, они лишь намечены легкими штрихами. Воротник образуют прямые, графичные линии. Казалось бы, пышное жабо могло бы напоминать кудри юноши, но нет, здесь скульптор применяет другие приёмы. Если волосы даны мягко, волнообразно, то кружево хоть и дано округло, но выступает своими гранями над поверхностью. Заостренный воротник и пышное жабо передают впечатление жизни, динамичности.

Автор этой работы современный петербургский скульптор Вениамин Георгиевич Сидоренко (г.р. 1938) – Заслуженный художник России, его произведения хранятся в собраниях Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи, Всероссийского музея А. С. Пушкина и в других музеях нашей страны и Европы.

У Вениамина Георгиевича разработана целая серия пушкинских портретов. Но в данной работе, на наш взгляд, особенно проявилось склонность автора к жанру скульптурной миниатюры. Её почти ювелирная отточенность формы напоминает резьбу по камню, глиптику – одно из наиболее древних искусств, известных человечеству. Здесь и проявляется один из вдохновляющих источников творчества мастера. По словам скульптора, самыми важными для него были великие уроки античного искусства, прежде всего – Греции (сначала классики, позднее – архаики).

Тонко чувствующий художник находит свой ключ к решению образа. В портрете юного поэта детскость сочетается с внутренней напряженностью и энергией, он уже почувствовал свои силы, осознал себя поэтом.

 

…Когда на что решусь, уж я не отступаю,

И знай, мой жребий пал, я лиру избираю.

Пусть судит обо мне как хочет целый свет,

Сердись, кричи, бранись, — а я таки поэт.

 

                                            К другу стихотворцу. 1814