Важным аксессуаром дамского гардероба на протяжении нескольких столетий был веер, целью которого было вызывать поток воздуха, овевающего лицо, шею, плечи. В различных источниках на тему происхождения названия этого предмета утверждается, что во многих языках слово «веер» является производным от слова «ветер».
История появления и бытования веера уходит в глубь веков. Опахала известны на Востоке ещё с глубокой древности — они изготавливались из пальмовых и лотосовых листьев. Веер не только спасал от духоты и жары, когда-то он был символом владычества, господства, оружием, использовался в культах и обрядах. В Индии веер был атрибутом королевской власти, а в Японии — военной власти. Первые сведения о появлении веера в Китае относятся к VIII—II векам до нашей эры. Это были своеобразные опахала с деревянной ручкой и перьями: на ручке крепились в рамке натянутые овальные или круглые полотна из тонкой специальной бумаги, тростника, лотоса и других материалов.
В Европе веер появился гораздо позже, в XVI веке, и вскоре стал необходимым аксессуаром в дамском гардеробе. Со временем этот предмет совершенствовался, появлялись различные виды вееров. Веера могли быть складными и нет. Складной веер состоит из нескольких пластин (крайние, утолщённые пластины называют гарды), скреплённых в головке веера специальной заклёпкой — штивом. Гарды и пластины составляют остов веера, то есть его жёсткую часть. Часть веера, на которую наносится рисунок, называется экраном веера. Веера с экранами назывались "плие", веера без экрана – "бризе", веера с перьями – "плиант "… В России веера появились, можно сказать, с появлением европейского платья, то есть в Петровское время. В основном, веера были привозными. Все термины, которые были перечислены выше - французские. В Европе при изготовлении вееров использовали разные материалы: слоновую кость, черепаху, шелк, перламутр. Слоновая кость поставлялась из Цейлона, с мыса Доброй Надежды, из Гвинеи; в России, помимо ценного материала, также использовали моржовую кость, которая шла на более дешевые виды вееров, и даже мамонтовую. «Черепаховыми» назывались веера, выполненные из пластин морских черепах, которые, к сожалению, беспощадно вылавливались в водах около островов Борнео, Бали, а также близ Гвинеи и Мексики. К самым лучшим сортам относились черная черепаха, испещренная бледно-желтыми пятнами и крапчатая с коричневым фоном и пятнами красноватого оттенка. В XIX веке использовали также поддельную черепаху. Для этого брали роговую пластину, на которой с помощью кисти изображали пятна, имитирующие настоящий черепаховый узор. Кисть пропитывали веществом, составленным из извести, поташа и сурика, и, таким образом, узоры проникали глубоко в рог. После полировки рог представлял почти полную аналогию с настоящей черепахой. Подлинность можно определить по весу - черепаховые веера несколько легче подделки. Другим материалом являлся перламутр, то есть раковина от так называемых жемчужных устриц. Изысканные цветовые переливы - это следствие существующих между известковыми слоями воздушных прослоек. Для вееров использовался белый и серебристый перламутр, привозимый из Мадагаскара, а также черный перламутр, привозимый из Сиднея. Для последнего характерен цвет с переливами лилово-синего в черный, с красным, голубым и зеленым отливом. Использовали и, так называемый, восточный перламутр, добываемый в Японии. Однако самым популярным сортом для вееров был перламутр под названием «золотой рыбки» - с яркими розовато-сиреневыми переливами. Он чаще всего применялся в качестве фона для резьбы нижних пластин остова. В конце XIX века перламутр часто подкрашивали анилиновыми красителями для придания ему ярко-золотистого или темно-синего цвета. Веера также изготавливали из рога, картона, различных пород дерева, в основном вишни, яблони и карельской березы. Из привозных пород использовали душистый сандал, кипарис и черное дерево.
Во многих музейных собраниях хранятся эти изящные предметы, без которых невозможно представить даму XVIII-XIX вв. В собрание фонда «Декоративно-прикладное искусство» Государственного музея-заповедника «Остафьево» также имеются подобные аксессуары. Сегодня речь пойдет о французском веере plie середины XIX века. Выбор был обусловлен тем, что это - единственный в собрании веер, который имеет оригинальный (подлинный) футляр, и на внутренней стороне крышки которого сохранилась бумажная наклейка с названием Парижской фирмы-изготовителя или веерного мастера - « GESLIN» ( Жеслен).
Остафьевский веер складной, в стиле второго рококо, с перламутровым станком из 15 пластин и двухсторонним бумажным экраном. На лицевой стороне экрана изображена пасторальная сцена с двумя кавалерами и двумя дамами на берегу реки с пейзажным фоном, по краям – цветы и рокайли. На оборотной стороне - четыре девочки кормят лебедя в водоеме. Вся сцена окружена печатным рисунком из золотых рокайлей. Справа и слева экран украшают композиции из музыкальных инструментов и цветов в овальных рамках - медальонах, выполненные золотой краской и орнаментом в виде трельяжа (золотой сетки с мелкими розетками), характерном для стиля рококо. Пластины декорированы сквозной резьбой и гравировкой с золочением и серебрением. Высота веера – 26,5 см
Футляр для веера прямоугольной формы с откидной крышкой, по деревянному каркасу обтянут серой шелковой тканью, крышка простегана обтянутыми этой же тканью гвоздиками. Размеры футляра – 31,0х5,5х4,5 см
Оба предмета в неплохой сохранности, хотя на веере легко обнаружить следы владельческой реставрации. Дорогие материалы и техника: перламутр, золочение, серебрение говорят о статусе владелицы.
Рококо от слова «рокайль» - наименование художественного стиля западно-европейского, главным образом, французского искусства 2 четверти и середины XVIII века. Рокайль представляет собой абстрактный завиток, украшенный дополнительными растительными элементами, часто в виде побегов. Этот стиль отличают нежные криволинейные формы, изобилие декоративных элементов, в первую очередь, напоминающих раковину. Эпитеты, которыми награждали предметы в стиле «рококо» - «вычурный прихотливый игривый». Для этого стиля во всех видах искусства была характерна эстетика, основанная на отстраненности от реальной жизни, на идеализации сельских радостей на лоне природы.
Название стиля «второе рококо», в котором выполнен веер из нашего музейного собрания, говорит о повторе, об ориентации на более ранний период, когда этот стиль появился впервые, то есть на XVIII столетие. Со временем вкусы менялись, появлялись другие эталоны красоты, но в середине XIX века в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве вновь стали доминировать темы элегические, пасторальные, проникнутые меланхолией и чувственностью. Вернулись извилистые линии и доминирующая нежная, мягкая гамма цветовой палитры: розовые, голубые, серебристые, золотистые тона.
Стиль «второго рококо» во многом наследовал традиционные черты, присущие первоначальному стилю. Веер отличается изяществом и изысканностью. Пожалуй, шелковый простеганный футляр не выглядит легким и элегантным, скорее, он олицетворяет благополучие и стабильность, что пожалуй, характерно для этого стиля на новом витке его развития.
Интерес вызывает название, помещенное на футляре. По запросу «Geslin» можно найти ссылки на предметы антиквариата эпохи Наполеона III и более поздние, выставленные на продажу на сайтах интернет-магазинов и онлайн-аукционов. Это, преимущественно, веера и футляры для них. На некоторых указан Maison D'oree, Maison dorée (Золотой дом), на некоторых Passage des Princes (пассаж Принцев) – торговые дома, располагавшиеся на Итальянском бульваре в Париже.
Geslin (M. Geslin, Жеслен) – владелец магазина модных товаров в Золотом доме, который во второй половине XIX века находился на пересечении Итальянского бульвара и улицы Лаффит. Ассортимент в магазине этого владельца не ограничивался веерами. Geslin упоминается также как «парфюмер» (кстати, в настоящее время существует торговая марка туалетной воды Geslin). В журнале юриспруденции и судебных дебатов, так называемой Судебной газете за 1843 год, говорится о продаже зубной пасты у месье Geslin в Золотом доме на бульваре. Торговая марка Geslin встречается в журналах XIX века, посвященных моде. Итальянский бульвар был местом, где находились богатые торговые дома, и наш веер был приобретен именно в этом респектабельном районе Парижа.
В Золотом доме располагались не только дорогие магазины, известен он был, в первую очередь, своим рестораном, самым дорогим, престижным и одним из самых лучших по качеству блюд в Париже. Там бывали представители творческой богемы: Золя, Пруст, Гоген и Верди. Завсегдатаями ресторана считались О. де Бальзак и Дж. Россини. История этого парижского ресторана неразрывно связана с импрессионистским движением. Здесь, в Золотом доме, состоялась восьмая и последняя выставка клуба импрессионистов, в которой приняли участие Эдгар Дега, Поль Гоген, Жорж Сера, Поль Синьяк, Камиль и Люсьен Писарро. А улица Лаффит, которая пересекала Итальянский бульвар, в начале ХХ века стала средоточием магазинов, которые постепенно превращались в знаменитые художественные галереи.
Старинный веер с футляром из остафьевского музейного собрания является не только изящным произведением декоративно-прикладного искусства позапрошлого века, он, как и любой другой старинный предмет, представляет собой документ своей эпохи, раскрывающий технологии, эстетические предпочтения, особенности ушедшего образа жизни… К тому же, остафьевский веер, позволил нам вспомнить о насыщенной культурной жизни Парижа второй половины XIX и начала ХХ веков.
Используемая литература
- https://mebellego.ru/veer-istoriya-i-sovremennost-veer-v-rossii.html © mebellego.ru
- https://www.art-eda.info/istoriya-parizhskogo-restorana-zolotoj-dom.html
- http://data.decalog.net/enap1/Liens/Gazette/ENAP_GAZETTE_TRIBUNAUX_18430409.pdf
Н.Баландина