Разделитель

Фонды "Остафьево": Нижняя юбка или юбка для шуршания

28.04.2022
Фонды "Остафьево": Нижняя юбка или юбка для шуршания

         Мы уже не раз говорили о том, что окружающий нас мир быстро меняется, забываются традиции, обычаи, меняется уклад, который для современников казался незыблемым. Музей с помощью экспонатов помогает нам узнать, как жили наши предки, чем занимались, что читали, во что одевались…

     В остафьевском фондовом собрании есть предметы одежды 2-й половины XIX – начала XX века, принадлежавшие прежним владельцам усадьбы - Павлу Сергеевичу, его супруге Прасковье Васильевне и его матушке Екатерине Павловне Шереметевым. Некоторые из этих предметов можно увидеть на наших музейных выставках и экспозиции. Например, на втором этаже в залах, посвященных семье Шереметевых, экспонируются однобортное полупальто цвета маренго (один из оттенков серого), шерстяные пиджак и жилет белого цвета начала ХХ века Павла Сергеевича, рядом - тальма с кружевом Екатерины Павловны (так в XIX – начале ХХ веков называли женскую накидку без рукавов). В гардеробной на парадном этаже посетители видят на манекене накидку синего сукна, расшитую растительным орнаментом рубежа прошлых веков (скорее всего, Прасковьи Васильевны Шереметевой) и длинную нижнюю юбку коричневого цвета. На ней мы чуть позже остановимся подробнее.

     Сама история появления в музее этих нескольких мемориальных предметов одежды и некоторых личных вещей Шереметевых стоит особого внимания, поскольку не так часто возвращаются в родной дом подлинные вещи почти через 100 лет. Революции, войны, пожары, разрушения не способствуют стабильной жизни людей и вещей. Так и знаменитый Русский Парнас, усадьба Вяземских – Шереметевых «Остафьево», без которой просвещенные образованные люди не мыслят историю русской культуры, не раз переживала исторические катаклизмы. Но устояла. Дом сохранился, правда, без обстановки, и сотрудники музея до сих пор по крупицам собирают остафьевские вещи, рассеянные по всей стране. Открытый в 1899 году Сергеем Дмитриевичем Шереметевым и закрытый в 1930 году представителями советской власти, музей вновь открыл свои двери для всех желающих накануне нового тысячелетия. Появились и дарители. Среди тех, кто вернул мемориальные предметы, оказались три очень пожилые женщины - сестры, когда-то маленькими девочками жившие здесь в Остафьеве в нелегкое послереволюционное время. Их отец Иван Гаврилович Каинов с начала 1920-х годов работал в музее под началом Павла Сергеевича Шереметева. Семья Каиновых жила в том же западном флигеле, что и Шереметевы, только этажом выше. В этой семье было много детей, не все выжили, к сожалению. Одежда была передана, по свидетельству дарительниц, Павлом Сергеевичем и Прасковьей Васильевной Шереметевыми для того, чтобы ее перешили для девочек. Времена были суровые, ничего нельзя было купить. Но вещи не перешили, сохранили и вернули в родные стены спустя десятилетия. Старшая из сестер Тамара Ивановна, 1918 года рождения, рассказывала, как в конце 1920-х годов поднималась в Карамзинскую комнату и рассматривала пушкинские мемории – письменный стол, жилет, свечу с панихиды (комнату тогда называли Пушкинской); помнила, как вывозили в парк на коляске старую графиню Екатерину Павловну, которая уже не могла ходить. Ее младшие сестры знали что-то о тех временах, в основном, только со слов родителей. Ольга Ивановна вспоминала лишь как сын Павла Сергеевича – маленький Василик качался на качелях, а она с завистью на него смотрела. О дальнейшей судьбе семьи Шереметевых вспомнили немногое: о переселение их в Новодевичий монастырь в Напрудную башню, о том, что Василий записался в ополчение, когда началась Великая Отечественная война. Крайне редко встречали сестры Василия Павловича и позже, уже после войны…. Одежду Шереметевых перекладывали, берегли, но не носили. Когда сестры узнали, что в Остафьеве возрождается музей, решили вещи вернуть, понимая, что для музея – это огромная ценность. Встречу с ними в самом конце 1990-х годов и передачу предметов сняли на видеокамеру. Теперь эта запись хранится в фондовом собрании.

    Среди предметов, переданных в музей, оказалась женская нижняя юбка. Эту юбку (ГМУО КП 2808 ТК 13) сестры называли юбкой для шуршания. Нижние юбки долгое время были обязательной деталью одежды и для крестьянок, и для дам высшего общества. Это был вид нижнего белья, их продолжали носить и в начале ХХ века. Кринолины, корсеты светские дамы оставили в прошлом, но от нижних юбок не отказывались, их делали многослойными, часто с воланами, даже с плиссированными оборками, шуршащими при движении, откуда и появилось их название «фру-фру». У нижних юбок было немало достоинств, они оберегали от холода, делали силуэт более женственным и сохраняли форму платья.

    Юбка из нашего музейного собрания имеет довольно непростую конструкцию. Она составлена из шести клиньев, передний - самый широкий, боковые - более узкие, а задние собраны на резинку. Резинка позволяла подтянуть или ослабить при необходимости юбку в районе талии, то есть уменьшить или увеличить размер. Сзади от талии размещен карман для носового платка. По краю подола пришита специальная тесьма с щеточкой, которая должна была задерживать пыль и грязь во время носки. Она пришита стежками вручную, ее легко можно было отпороть, почистить и пришить обратно. Видимо, это позволяло не так часто стирать всю юбку целиком. Юбка сшита из тафты коричневого цвета, которая, несмотря на тонкость, отличается плотностью и имеет глянцевый блеск. Эту ткань использовали и для верхней и для нижней одежды. Такой ткани свойственна практичность и долговечность, она водоотталкивающая, а благодаря блеску имеет еще и привлекательный вид. Своей пластичностью тафта дает возможность создавать пышные силуэты. У нижней юбки имеется еще и подкладка из хлопковой ткани. Длина юбки – 100 см. Размер, из-за резинки на поясе, варьируется где-то от 46 до 50. Датировать ее можно 2-й половиной ХIХ века. Использована такая фактура материала, что юбка, действительно, издает шуршание. Не случайно она получила свое название. Длинное платье, надетое поверх такой же длинной нижней юбки, не позволяло видеть ножки представительницы прекрасного пола, но привлекало мужское внимание волнующим звуком и тайной.

    Автор: Наталья Баландина