В остафьевском собрании мебели есть предметы, декорированные вставками, выполненными в технике «эгломизе». Это техника нанесения рисунка на стекло с использованием золотой и серебряной фольги. Название происходит от имени Жана Батиста Гломи, который в Париже занимался рисованием и был изготовителем рам, хотя не он был первооткрывателем. Первые произведения, близкие по технике исполнения к «эгломизе» - стеклянные сосуды, состоящие из двух частей, внешней и внутренней, между которыми заключен рисунок, датируются III веком до н.э.
Декоративные элементы - вставки для украшения мебели в технике «эгломизе» - были очень популярны в последней четверти XVIII – начале XIX вв. Они широко использовались для украшения бюро, шкафов, столиков, зеркальных рам, торшеров… На тыльную сторону стекла наносилась при помощи прозрачного клея металлическая фольга, например, листовое золото, затем по нему тонкой иглой гравировался рисунок; после удаления фольги с тех мест, где должно быть видно изображение, на это место наносилась какая-либо краска (чаще всего черная). Рисунок получался на золотом фоне. Традиционной для этой техники является именно черно-золотая гамма.
Первый предмет из остафьевского собрания мебели, о котором пойдет речь - зеркало начала XIX века в раме красного дерева классической прямоугольной формы с широкой верхней планкой, которая декорирована стеклянной вставкой, выполненной в технике «эгломизе». Подобные зеркала-трюмо - характерный элемент обстановки дворянских усадеб. Зеркала часто размещались в межоконных проемах, а под ними ставились консольные или сложенные ломберные столики. На вставке нашего зеркала хорошо видно изображение женской фигуры со снопом и цветами. Это, похоже, персонифицированный образ Лета. Существуют различные варианты персонификации времен года, в том числе через женские образы с определенными атрибутами. Колорит вставки, помимо черного и золотого, включает редко встречающиеся зеленый и оранжевый цвета, а также белый. На это следует обратить внимание, поскольку введение дополнительных цветов в цветовую гамму подобных декоративных элементов может помочь в атрибуции предмета. Мебель, декорированная вставками в технике «эгломизе», достаточная редкость в наше время. Сохранившихся вставок без трещин и сколов почти нет из-за хрупкости материала. Редкостью является и нетрадиционная цветовая гамма. К цветовой раскраске мы еще вернемся.
Второй предмет, украшенный вставками в технике «эгломизе» - элегантный полушкаф красного дерева начала XIX века. Дверца по четырем углам декорирована маленькими квадратными cтеклянными деталями с изображенными на них золотыми розетками. Верхняя часть шкафчика по центру украшена вставкой с растительными мотивами также золотого цвета. Фон вставок синий, по периметру квадратов идет тоненькая полоска черного цвета. Здесь помимо традиционной для «эгломизе» черно-золотой гаммы, использован синий цвет, характерный именно для усадебного расписного стекла. Вставки в такой гамме очень удачно оттеняют красоту дерева.
Специалисты считают, что использование сложных по рисунку и больших по площади стеклянных вставок, чаще всего именно в традиционной черно-золотой гамме – отличительная особенность русской мебели столичного происхождения. Подобные вставки применялись преимущественно для предметов дворцового обихода и изготавливались в Петербурге в мастерских Академии художеств и на Императорском стекольном заводе. Прекрасные образцы сохранились, например, в Павловском дворце. В жилых покоях императрицы Марии Федоровны можно и сегодня увидеть сохранившиеся торшеры в стиле «жакоб» со вставками в технике «эгломизе» с изображениями Иоанна Крестителя, евангелиста Матфея, св. Иакова. Вставки духовного содержания в этой технике – не просто огромная редкость, они - уникальны. Предметы со вставками расписного стекла есть в Зимнем дворце. В Останкинском дворце Николая Петровича Шереметева в Малиновой прихожей находились тумбы-постаменты также в стиле «жакоб», основание которых в виде кубовидных шкафчиков с дверцей, было украшено стеклянными вставками – «эгломизе» с виртуозно выполненными изображениями крылатых гениев и гротесковыми композициями.
Самой известной фабрикой, имевшей большой магазин на Невском проспекте или как тогда писали «на невской першпективе у Казанской церкви», была фабрика, основанная в 1795 году купцом И. Оттом и мебельным мастером Генрихом Гамбсом. Новинкой в изготовленной Г. Гамбсом мебели, привлекшей особое внимание заказчиков, явились как раз детали из расписного стекла в технике «эгломизе». Чаще всего они использовались в мебели с отделкой в стиле «жакоб». В Павловское время такие предметы были скорее редкостью.
В правление Александра I мебель со вставками в технике «эгломизе» вошла в более широкое употребление. Вставки не такие сложные встречались в декоре предметов даже рядовых дворянских городских и усадебных домов. Многоцветное эгломизе, как у нашего зеркала, характерно для московских или провинциальных мастерских, но не петербургских, столичных. Есть даже рекомендации изготовления такого рода деталей декора домашним способом, они встречаются в специальных изданиях по руководству конца XYIII века. Доморощенность, пожалуй, чувствуется и в нашем рисунке на зеркале. Даже невооруженным взглядом, а особенно под лупой хорошо видны прочерченные линии и то, что краска нанесена немного небрежно: или выходит за рамки контура рисунка, или не заполняет полностью изображение. То есть по цветовой гамме и по качеству исполнения мы уже точно можем сказать, что вставка в технике «эгломизе» на нашем зеркале выполнена не в петербургских мастерских. Тем не менее, она украшает предмет, делает его более уютным и нарядным. Вставки на шкафчике изготовлены более тщательно и качественно, они более изящны, хотя и проще, чем композиция на зеркале. Но и здесь цветовая гамма также говорит, что наши предметы мебели более характерны для усадебного, а не для столичного интерьера.
Оба предмета: зеркало и полушкаф со вставками в технике «эгломизе» – прекрасные образцы усадебной мебели начала XIX века, изготовленные русскими мастерами.
Растительные мотивы: изображения цветов, листьев, плодов, колосьев часто украшали предметы декоративно-прикладного искусства, в том числе мебель. В обстановке дворянских домов мы встречаем цветочные композиции в технике маркетри; декоративные элементы резьбы в виде розеток, листьев аканта, лавра; обивочную ткань с цветочными орнаментами… Вставки в технике эгломизе также часто отдают дань флоральным мотивам и персонажам античной мифологии, связанным с плодородием и растительностью. Все это особенно органично в усадьбе, где парк заглядывает в окна, и природа становится частью интерьера.
Использованная литература.
-Декоративно-прикладное искусство Санкт-Петербурга за 300 лет. Иллюстрированная энциклопедия. Т.2. – СПб. ГЭ. 2006. С.68-69.
- Журнал «Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования»№3-4 (6), 2003. И.Ботт. «Мебель в стиле «жакоб».С.8-13.
- Журнал «Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования.№3-4 (6), 2003.И.Ефремова. «Стиль «жакоб» в усадебной мебели». С.15-17
- Павловск. Полный каталог коллекций. Т. Дворец. Выпуск 3. Интерьеры 1 этаж и 3 этаж.- СПб, 2010. С.78-79.
- Журнал «Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования».№ 10 (11).2003.И.Ефремова. «Русская мебель на отечественном антикварном рынке» .С.8-13.
Н.Баландина.