Шереметев. Март. Таруса
Василий Павлович Шереметев (1922–1989) - талантливый художник середины двадцатого века. В 1951 году он окончил Московский художественный институт имени В.И. Сурикова с дипломом театрального художника-декоратора, в 1956 вступил в члены Союза художников СССР. За годы творческой биографии Шереметев создал сотни живописных и графических работ. В их числе пейзажи, композиции на строительную тему, портреты близких людей и современников, этюды с танцующими фигурами, выполненные в хореографическом училище, эскизы декораций к театральным постановкам по произведениям А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и «Борис Годунов».
Детство Василия Павловича прошло в подмосковной усадьбе Остафьево, с которой он был связан кровными узами. Дед художника – граф Шереметев Сергей Дмитриевич (1844-1918) – последний владелец усадьбы, отец – Павел Сергеевич (1871-194) – заведующий усадебным музеем в послереволюционные годы. От них Василий Павлович унаследовал любовь к искусству и отечественной старине. Как дед и отец в свое время, он хранил архив и предметы искусства, уцелевшие в семье после революции. Как и они, щедро делился с музеями предметами шереметевской коллекции: широко известна история с передачей в дар московскому музею изобразительных искусств семейной реликвии Шереметевых – картины школы Рембрандта «Христос у Марфы и Марии». Сам Василий Павлович в то время остро нуждался в деньгах. Современники отмечали прекрасные душевные качества Василия Павловича: его благородство, доброту, бескорыстие.
Талант Василия Павловича к рисованию обнаружился очень рано, в возрасте семи лет он победил в конкурсе детских рисунков. После окончания школы рабочей молодежи, в 1940 году, поступил в Московский городской педагогический институт на художественно-графический факультет. Проучившись год, в 1941 году вступил в ряды народного ополчения и ушел на Отечественную войну. На фронте попал в плен, бежал, был дважды контужен. Родители Василия не дождались, умерли во время войны.
В пятидесятые годы Василий Павлович по приглашению знаменитого художника П. Д. Корина (1892-1967), считавшего Шереметева исключительно талантливым, принимал участие в оформлении мозаичными панно кольцевых станций московского метрополитена «Киевской» и «Комсомольской». Эскиз сюжета для панно «Рабочий, читающий газету «Искра», стал дипломной работой Шереметева. Приглашение к сотрудничеству в таком масштабном проекте, как оформление метрополитена, говорит о высоком уровне художественного мастерства молодого художника. Работа над мозаичными панно требовала не только таланта, но и глубокого понимания материалов, технологий и архитектурных особенностей пространства, для которого создавались мозаики.
Несомненный живописный дар Шереметева проявился в пейзажах: он создавал динамичными живыми мазками и цветовыми пятнами, эмоционально наполненные образы природы. В простых, скромных мотивах, воспевал красоту и наполненность бытия.
Василий Павлович любил работать на пленэре, с натуры писал этюды маслом. Природа вдохновляла его, в ней он подмечал гармонию цветовых соотношений. Очарованный окрестностями Тарусы, художник выполнил серию пейзажей с видами на лес и берега Оки.
В пейзаже маслом «Март. Таруса», из собрания остафьевского музея, зрителя завораживает необыкновенное звучание синего неба, яркого, ликующего, какое бывает только ранней весной. Цвет неба в палитре пейзажа играет ключевую роль, он подчеркнут оттенками коричневого цвета деревьев первого плана и массива леса в глубине композиции. Художник работает кистью легко, свободно, широкими протяженными мазками пишет деревья и снег на склоне холма. В обобщенных силуэтах деревьев, выполненных в одной цветовой гамме, угадывается ритм, заложенный художником в композицию, и придающий ей выразительности. Не случайно, коллеги-художники Шереметева отмечали музыкальность его произведений. Небольшой холст дает представление о творческой манере художника, его поэтическом и жизнеутверждающем восприятии природы.
В пятидесятые - семидесятые годы Василий Павлович принимал участие в московских выставках, 1983 году состоялась единственная персональная выставка художника в зале МОСХ на Беговой улице. К сожалению, в наше время творчество Василия Павловича почти забыто, его работы редко увидишь в экспозициях и на выставках музеев.