Разделитель

Фонды Остафьево: гравюра «Святое семейство» 1839 года

Фонды Остафьево: гравюра «Святое семейство» 1839 года

      Не всегда есть возможность воочию познакомиться с выдающимися живописными произведениями, и здесь, на помощь приходят репродукции. На протяжении веков основным способом репродуцирования произведений искусства была печатная графика. Мастер, выполнявший репродукцию в гравюре или литографии, помимо точности изображения, должен был уловить манеру художника, правильно расставить эмоциональные акценты, задуманные автором оригинала.

               В фонде музея хранятся репродукционные гравюры с живописных произведений из семьи знаменитого рода Шереметевых.

Среди них гравюра «Святое семейство» 1839 года, работы русского талантливого гравера А. А. Пищалкина (1817-1892), за которую он был удостоен большой золотой медали Академии художеств и поездки в Рим в качестве пенсионера Академии. Живописным оригиналом для гравюры послужила картина 1506 года, с одноименным названием, великого итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти, хранящаяся в Эрмитаже в Санкт -Петербурге.

На гравюре представлен Младенец Иисус, сидящий на коленях Девы Марии. Слева стоит, опершись на посох, пожилой мужчина с седыми волосами; его взгляд устремлён на Младенца. Это святой Иосиф, которого было принято изображать с бородой, чтобы подчеркнуть его почтенный возраст. В данном произведении художник отступает от традиционной иконографии Иосифа, изображает его без бороды, отсюда второе название картины — «Мадонна с безбородым Иосифом». В гравюре Пищалкин стремился к передаче полного сходства с оригиналом, в гармоничном изображении Святого семейства ему удалось выразить настроение возвышенной печали, величия и простоты, присущие живописному полотну Рафаэля.

В начале 19 века картину реставрировали, очистили от старого лака. Александр Сергеевич Пушкин, привлеченный этим событием, в 1819 году написал стихотворение «Возрождение»

     

Художник-варвар кистью сонной

Картину гения чернит

И свой рисунок беззаконный

Над ней бессмысленно чертит.

Но краски чуждые, с летами,

Спадают ветхой чешуей;

Созданье гения пред нами

Выходит с прежней красотой.

Так исчезают заблужденья

С измученной души моей,

И возникают в ней виденья

Первоначальных, чистых дней.

1819 г.