В экспозиции Парадной столовой музея–заповедника Остафьево привлекает внимание монументальный холст «Христос у Марфы и Марии» кисти неизвестного западноевропейского художника начала девятнадцатого века, копия с оригинала выдающегося фламандского живописца Адриана ван Утрехта (1599-1652). Этот холст перешел в собрание музея «по наследству» от дома отдыха Совета министров СССР, работавшего на территории усадьбы до 1988 года. Старожилы Остафьева помнят, как полотно внушительных размеров висело на стене лестницы, ведущей на второй этаж дома отдыха. После масштабной реставрации, закончившейся в 2016 году, дворцу вернули историческую планировку, и сейчас на месте лестницы находится знаменитая Большая гостиная, где Н.М. Карамзин читал главы Истории государства российского.
Живописное полотно представляет натюрморт 185 х 240 см, на первом плане широкий кухонный стол, с разложенной на нем, как на витрине, битой дичью и овощами, рядом хозяйка выбирает на подвесе птицу для приготовления роскошного обеда, перед столом на полу размещена корзина с фруктами. Все элементы композиции выписаны с большой достоверностью, ощущением материальности, художник увлечен передачей разных фактур: нежной кожи крепкой, пышущей здоровьем хозяйки, блестящей серо - синей атласной ткани на столе, перьев птиц, фактуры овощей, зелени, деревянного стола. Теплые охристые, земляные тона интерьера, красные, синие тканей, богатая палитра в изображении дичи и фруктов, с акцентом на великолепном белом лебеде в центре стола, создают яркий декоративный ансамбль, прославляющий материальную, земную сторону жизни. Расположение пучков спаржи, тушек павлина и лебедя по диагонали по отношению к плоскости стола придает глубину натюрморту, наполняет внутренней динамикой, а фигура женщины в наклоне и с поднятой к подвесу рукой создает вертикальную доминанту и усиливает эффект движения в композиции, свойственный эпохе «барокко».
Но, любуясь пышной кухонной сценой, внимательный зритель обращает взгляд в глубину пространства холста, на второй план, на своеобразную картину в картине, где в интерьере богатого дома видит Христа, беседующего с женщиной. Скрытое на первый взгляд содержание живописного полотна становится явным. Это аллюзия на известный Библейский сюжет Евангелия от Луки главы 10 строф 38 – 42, повествующий о том, как Иисус пришел в дом сестер, и одна из них, Марфа «заботилась о большом угощении», а другая, «именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его». В ответ на упреки Марфы в адрес сестры, что не помогает ей «служить», Иисус ответил: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно, Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее». Традиционно образы сестер в искусстве трактовались как деятельная жизнь и созерцательная, материальная и духовная. Для фламандцев семнадцатого столетия подобные картины были обычным делом, современники Адриана ван Утрехта умели «читать» подтекст изображенного. Предметы в натюрморте, наделялись символическим значением, разгадывая их, зритель узнавал замысел художника, расшифровывал его послание в красках. Богатая кухонная сцена прославляет земные радости: обилие снеди, гостеприимство, охотничьи трофеи, но не все однозначно.
Прекрасный белый лебедь, свесивший изящную шею с края стола символизирует чистоту и милосердие, рядом павлин с роскошным хвостом символ гордыни, богатства, петух в руке хозяйки – символ бдительности, яблоки и персики в корзине намек на первородный грех, а виноград символ Евхаристии, искупительной крови Спасителя. В тоже время птицы олицетворяют одну из четырех стихий – «воздух», а овощи и фрукты — стихию «земли». Яблоки, персики, спаржа несут и эротический намек. Символика натюрморта многослойна, зритель может продолжить ряд ассоциаций и догадок в отношении изображенной натуры. Художник предлагает нам задуматься о смысле нашего существования, осознать хрупкость материальных, земных благ - прекрасные птицы мертвы, время спелых овощей и фруктов недолговечно.
Представленный холст — яркий образец натюрмортной живописи Фландрии семнадцатого столетия, воспроизведенной неизвестным художником в копии высокого художественного уровня. Подобные натюрморты служили украшением парадных залов дворцов, демонстрировали достаток владельцев и в то же время давали нравственные наставления и возможность осмыслять библейские притчи, рассказанные языком живописи.
Автор: Ирина Седакова
Предлагаем вашему вниманию видео о картине