Разделитель

Пейзаж «Охота» кисти Владимира Леонидовича Муравьева

Пейзаж «Охота» кисти Владимира Леонидовича Муравьева

В первые годы возрождения музея в старинной усадьбе Остафьево, в 1990 году, одна из жительниц села Остафьева передала в музей пейзаж с охотниками, хранившийся долгие годы в её семье. На пейзаже кисти художника графа Владимира Леонидовича Муравьёва (1861 – 1940) изображена штрека, финал охоты на волков.

Граф Муравьев.jpg

Слово «штрека» знакомо заядлым участникам загонных и облавных охот, оно означает торжественное завершение яркого напряжённого дня, когда охотничьи трофеи, добытые за день, выкладываются на земле определённым образом в ряд, и можно подвести итог и продемонстрировать результат охоты, отдать дань уважения охотникам и добытым трофеям. В охотничьей среде встречается и более широкое понимание термина «штрека», включающее ещё, к тому же, обильное угощение после охоты.

На пейзаже в заснеженном лесу на поляне выложены в ряд одиннадцать отстрелянных волков, за ними разместилась охотничья команда из пяти человек. Фигуры охотников и трофеи написаны схематично, внимание художника направлено на изображение окружающей местности. Зимний день клонится к закату, и настроение угасания передает приглушённый колорит пейзажа, построенный на гармоничном сочетании тонов зелёного, лилового, охры в изображении леса, оттенках нежно - бирюзового неба и голубых рефлексах на белом снегу. Ветви елей, стволы берёз первого плана нарисованы гуашью сочно, плотно, они выделяются на фоне деревьев заднего плана, написанных темперой, теряющих чёткие контуры, сплавляющихся в общую массу леса, словно окутанную дымкой.

На рубеже XIX - XX веков граф Муравьёв преуспел как мастер охотничьих пейзажей, он и сам был азартным охотником, так что в его произведениях счастливо объединились две его главные страсти: живопись и охота. Муравьёв предпочитал рисовать безмятежные картины природы, леса и поляны средней полосы России, часто выбирал зимние виды. Деревья первого плана писал фактурно, а лесную чащу заднего плана изображал обобщённо. Обычно его пейзажи оживляли изображения зверей: выступал величественный лось, пробегали лисица или заяц, токовали тетерева. Муравьёв словно разыгрывал перед зрителями увлекательные сцены из жизни окружающей природы, изящные, романтические, передающие тонкую наблюдательность автора. Часто его пейзажи были подчёркнуто красивы, с оттенком приторности. На рубеже XIX - XX веков их много тиражировали в открытках. Муравьёв не получил систематического образования, посещал Академию художеств в Петербурге как вольноприходящий слушатель, был учеником пейзажного класса М.К. Клодта, являлся членом Санкт-Петербургского общества художников и Общества русских акварелистов.

Граф Владимир Леонидович родился в знатной богатой семье разветвленного рода Муравьёвых, его дедом по отцу был известный государственный и военный деятель Михаил Николаевич Муравьёв (Виленский) (1796-1866), получивший графский титул за подавление восстания в Польше; а дедом по материнской линии Николай Николаевич Оржицкий (1796 -1861), участник декабристского движения. Для нас особенно интересно, что близкие родственные отношения связывали художника с родом Шереметевых. Не погружаясь подробно в генеалогию знаменитых родов, замечу, что у графа Владимира Леонидовича Муравьёва с графом Сергеем Дмитриевичем Шереметевым (1844 -1918), последним владельцем усадьбы Остафьево, был общий предок – боярин Петр Васильевич Большой Шереметев (ум. в 1690 г.); а в XIX веке родная тетка художника Софья Михайловна Муравьёва (1833-1880) вышла замуж за родного дядю Сергея Дмитриевича, Сергея Сергеевича Шереметева (1821 – 1884).

Личная жизнь художника Муравьёва сложилась, видимо, не совсем удачно: он был недолго женат на Вере Федоровне Коммиссаржевской (1864 -1910), знаменитой драматической актрисе, затем недолго на её сестре, актрисе Надежде Федоровне Скарской (1868 - 1958), от которой имел дочь.

Страницы мемуаров графа Сергея Дмитриевича Шереметева позволяют прикоснуться к миру повседневной жизни и тесных родственных связей семей Муравьёвых и Шереметевых. Он вспоминает о двоюродных сёстрах: «Варинька Шереметева и Соня Муравьёва были неразлучны и радовали собою обе семьи, в которые вносили молодую, беззаботную жизнь и веселие» (1); вспоминает о встречах Софьи Михайловны Шереметевой (урожденной Муравьёвой) с тестем Сергея Дмитриевича: «Любила она беседовать с князем П.П. Вяземским, с которым нередко встречалась у нас и всегда дарила ему коробки с особыми длинными спичками. И он находил разговор ее занимательным» (2). Родственные связи двух семей укреплялись дружескими отношениями, общими интересами.

В семье Шереметевых увлечение охотой имело давние традиции, С. Д. Шереметев посвятил им брошюру «Отголоски XVIII века. Псовая охота графа Николая Петровича Шереметева», изданную в 1895 году. Заядлыми охотниками были сыновья Сергея Дмитриевича, особенно старший сын Дмитрий Сергеевич (1869 -1943), полковник, флигель-адъютант императора Николая II. Оказавшись после революции в эмиграции в Риме, Дмитрий Сергеевич написал воспоминания о жизни в России, из них опубликована глава «Охота на Зваде». «В этой книге, необычной даже для русской мемуаристики, главное место принадлежит всевозможнейшим русским охотам. Царские и великокняжеские охоты в Гатчине, Беловеже и Першине, зверовые охоты на Кавказе и Кубани, медвежьи и лосиные облавы в северных губерниях, псовые или охоты по перу в усадьбах: Баланде — Саратовской губернии, Гавронцах - Черниговской, Выбитях - Новгородской, Михайловском и Покровском - Московской, Бобриках - Тульской и еще в десятках угодий». (3)

Можно предположить, что художник Муравьёв и Шереметевы могли не раз охотиться вместе: общее излюбленное развлечение и родственные связи объединяли их в общую охотничью компанию. География шереметевских охотничьих мест обширна, Дмитрий Сергеевич Шереметев и его супруга Ирина Илларионовна часто получали приглашения принять участие в царских охотах: «Многие страницы писем супругов друг к другу посвящены красочному, но вместе с тем точному и подробному – со схемами – описанию охот. Они охотились с царём в Спале, в воронцовском имении Шапки под Петербургом, на степном хуторе Баланда в Саратовской губернии, принадлежавшем Шереметевым. Охота на волков в Баланде особенно славилась в кругах знатоков. В «охотничьих» письмах очень подробно описывается поведение на охоте собак. Охотничья свора в Баланде отбиралась и воспитывалась несколько лет и составляла предмет гордости Шереметевых охотников». (4) Может быть, на нашем пейзаже изображена штрека в Баланде?

Сюжет исключительный для иконографии художника, как правило, он не писал убитых зверей, а любовался их жизнью в природе. Возможно, в тот раз охота на волков была особенно азартной и удачной, художник запечатлел на память добычу и охотничью команду и подарил картину организатору или участнику охоты из семьи Шереметевых. Пристально вглядываясь в обобщённые образы и упрощённо нарисованные лица охотников на картине, мы можем только предполагать, кто послужил для них моделями. О том, что это событие происходило в благополучные для обеих семей времена, говорит и авторская подпись художника в нижнем правом углу картины: «Граф Муравьев», значит, пейзаж был написан до 1917 года, так как после Октябрьской революции, по известным причинам, художник опускал свой титул и ограничивался подписью: «Муравьёв». В советское время он жил в России и продолжал работать в жанре охотничьих пейзажей.

Скорее всего, Шереметевы перевезли памятный пейзаж в усадьбу Остафьево, принадлежащую им с 1898 года, где уже хранились замечательные коллекции произведений искусства, собранные прежними владельцами, тремя поколениями Вяземских. В усадьбе картина, вероятно, связанная с семейной историей, находилась до ликвидации усадебного музея в 1930 году. К счастью, в разрушительные для остафьевских коллекций годы, пейзаж с охотниками сохранился, спустя годы вернулся в остафьевский дворец, и, пройдя реставрацию, будет размещён в экспозиции, посвящённой графам Шереметевым.

Хранитель фонда «Живопись» Седакова И.В.

 

(1)    – Мемуары графа С.Д. Шереметева.Т.3. М.,2005, стр. 119.

(2)    – Там же, стр. 133.

(3)    - Журнал «Охота и охотничье хозяйство». 1995, № 1, стр. 32.

(4)    - Алла Краско. Три века городской усадьбы графов Шереметевых. Люди и события. М., 2009, стр. 228.