Разделитель

Статьи и публикации

«Дары и дарители»: Н. М. Карамзин «История государства Российского. Избранные главы»
photo_2023-03-09_16-34-02_1.jpg

Новый выставочный сезон в нашем музее открылся практически сразу после Нового года выставкой «Дары и дарители».

Традиция делать подарки музею очень древняя, в России она берет начало со времен правления Петра I. Посетители Зоологического музея до сих пор могут видеть подаренное Петром чучело любимой собаки Лизетты, вынесшей его из шведского окружения во время Полтавского сражения.

В XIX веке музеи в России открывались повсюду, а не только в Москве и Петербурге. Крупные московские меценаты стали открывать свои частные коллекции предметов искусства для посетителей, позднее – передавать их в дар городу. Именно так появилась Третьяковская галерея, когда П. И. Третьяков подарил свою коллекцию живописи Москве.

С тех пор эта традиция только укрепилась. У каждого, даже самого маленького музея складывается круг добрых друзей-почитателей. Есть они и у Остафьевского музея. И это не только коллекционеры, собирающие свои разнообразные коллекции многие годы, а, порой, и несколькими поколениями одной семьи. Дарители музея – люди самых разных профессий, возраста, жизненного опыта, но всех их объединяет любовь к прошлому нашей Родины и искреннее благородное стремление сохранить его для будущих поколений. Работники музея с особым уважением относятся к таким людям и называют их – «дарители», а подаренные ими предметы – высоким русским словом «дар».

А для музея подаренные вещи – это не только возможность комплектования фонда, но и способ выражения доброго отношения посетителя к музею и, своего рода, результат высокой оценки его профессиональной деятельности.

По сути, выставка даров – это открытие фондов музея, возможность увидеть редкие красивые предметы, по тем, или иным причинам не попадающие на тематические выставки.

Наш обзор экспонатов с выставки «Дары и дарители» мы открываем рассказом о книге: Николай Михайлович Карамзин. «История государства Российского. Избранные главы» (Москва, 2022). Эта книга была преподнесена в дар нашему музею молодым художником Юлией Гжельской, и это тот особый случай, когда музейным предметом становится современная коллекционная книга.

«История государства Российского» Карамзина (1766 – 1726) описывает историю России с древнейших времен до правления Ивана Грозного и Смутного времени. Восемь из 12 томов «Истории», с 1804 по 1816 гг., были написаны в Остафьеве.


2 (6).jpg 

Издание 2022 года было приурочено к юбилею писателя-историографа, отмечавшееся в 2021 году. Весь изобразительный материал подготовлен художником Юлией Гжельской.

Книгу можно увидеть на экспозиции в левой книжной витрине на нижней полке.


3 (3).JPG

Перед нами книга в роскошном цельном переплете из бордового муара. Муар с конца XIX века считался самым дорогим покровным материалом для переплета книг.

Это библиофильский нумерованный экземпляр: номер вписан от руки темно-синими чернилами на с. 1: «№ 3».

На верхней крышке переплета – вставка путем врезки и вклейки: печатное панно 6,5х6,0 см, с изображением жанровой сцены: нескольких всадников и ладьи.


4 (5).JPG


На с. 1 дано полное описание библиофильского экземпляра: «Настоящее издание приурочено к 255-летию Н. М. Карамзина и отпечатано ограниченным тиражом 55 экземпляров. Каждый экземпляр содержит 153 иллюстрации, 28 из которых созданы в технике цветной автолитографии. Весь изобразительный материал был специально подготовлен для данного издания художником Юлией Гжельской. Книга напечатана на бумаге Nautilus австрийской фирмы Mondi. Переплет выполнен из ткани муар Siltex английской фирмы Winter. Переплет изготовлен в издательском доме «Кожаная мозаика». Экземпляр № 3».


5 (3)_1ъ.jpg


На с. 2 – герб России: изображение золотого двуглавого орла, над орлом – три исторические короны Петра Великого: над головами две малые, и над ними – одна большего размера. В лапах орла – символы власти: скипетр и держава. На груди орла на красном щите – изображение всадника, поражающего копьем дракона; 18,0х15,0 см; цв. автолит.

6 (1)_1.jpg



7_1ъ.jpg


На титульном листе в нижнем поле – издательский знак: 3,0х2,7 см, символическое изображение реки, ладьи, на парусе стилизованная буква «Ю» и подпись печатными буквами внизу: «изд. Ю. Гжельская».

На с. 4 – благодарности издателя: «Художник выражает благодарность идейному и художественному наставнику Б. А. Диодорову, мастеру цветной литографии Н. Л. Воронкову, научному консультанту Р. Б. Казакову, М. М. Столярову и А. И. Деминой».


8.JPG


Юлия Викторовна Гжельская – профессиональный художник-иллюстратор, член Союза Художников Москвы, окончила Высшую школу печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета (бывший Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова), училась в книжной мастерской народного художника Бориса Аркадьевича Диодорова. Уже с первого курса в стенах университета начала дипломный проект – цикл иллюстраций к «Истории государства Российского» Карамзина.


9_1.jpg

Юлия Гжельская


Вот как об этом рассказывает сам художник:

- Эту тему посоветовал мне выбрать народный художник России Б. А. Диодоров. Это было еще на первом курсе института. Я показала ему свои иллюстрации на древнерусскую тему. Увидев их, он предложил мне прочитать «Историю государства Российского», а также познакомил с великим Мастером литографии, народным художником Николаем Львовичем Воронковым. Именно с ним началось воплощение эскизов в литографии. (https://lgz.ru/article/-49-6812-08-12-2021/).


10.jpg

Н. Л. Воронков.


Процесс создания цветной литографии очень трудоемкий.
Литография – латинское слово: литос – «камень», графо – «рисую», «пишу», а вместе – «рисую на камне». Эта старинная техника печати появилась в Германии в конце XVIII века. Принцип плоской печати основан на том, что краска под давлением пресса наносится с жидкой печатной формы на лист бумаги. Специальный литографический камень – известняк, шлифуют водой с песком, добиваясь либо гладкой фактуры, либо шероховатой, с корешком.


11.jpeg


Цветная литография – печать с нескольких камней, когда для каждого цвета готовится своя отдельная печатная форма, как говорят, для каждой краски – свой камень, требующий отдельного печатного процесса и отдельного прогона станка. Такой способ печати очень трудоемкий, но позволяет создать настоящие живописные произведения.


12.jpg

Лит. станок.


Для каждого сюжета Ю. Гжельская в среднем изготовила 6-7 камней. Ее первая работа – к главе «Вещий Олег», для ее воплощения потребовалось 12 камней и полтора года работы. В общей сложности работа над литографиями длилась 10 лет, и за это время было создано 14 больших цветных литографий к каждой главе, 14 заставок в плетеной рамке в начале каждой главы книги и 114 маленьких черно-белых иллюстраций, которые как бы вплетаются в исторический текст. 


13_1.jpg


 14.JPG


Книгу интересно рассматривать, она создана в духе старинных книг. Читатель видит заставки, предваряющие каждую главу. Текст Карамзина сопровождается черно-белыми графическими рисунками, они более драматичные и энергичные, чем цветные литографии. 


15 (1).JPG


Текст каждой главы открывает буквица, как бы возвращая читателя к украшениям древнерусских рукописей.


16.JPG


17 (1).JPG


Цвет в иллюстрациях символичен. Основным цветом во всех сюжетах являются красный и синий. Красный – как цвет военных испытаний, славы, а синий – цвет неба, покрова Пресвятой Богородицы.


18_1.jpg


19_1.jpg


20_1.jpg


Главная задача иллюстратора – почувствовать текст автора и создать такой изобразительный ряд, который был бы созвучен посланию автора.  Мы видим иллюстрации в стиле иконописи.


21 (1)_1.jpg


22_1.jpg


Во вступительном слове к изданию Б. А. Диодоров подчеркнул, что «главное в этой работе то, что Юлия Гжельская создала свой творческий метод. Она нашла живую форму, живое пространство для традиционной древней средневековой книжной культуры и литературного мира произведений, достигая в своих литографиях вибрационного поля эстетического восприятия. Сделанное ею уже сейчас приятно удивляет многих карамзинистов, художников, литераторов, критиков и издателей… За последние десятилетия ничего равного для какого-либо великого классического произведения русской литературы сделано не было. Карамзин – это наше все, особенно сегодня, когда Россия возвращается к своим истокам, к своей великой культуре».

И ему вторят слова самого художника Юлии Гжельской:

- Я очень хочу, чтобы будущее поколение вновь открыло для себя Карамзина. И то благородство, изящество и живой интерес, с которыми написана его историческая поэма, не могут не зажечь в русском человеке чувство народной гордости и любви к своему Отечеству (Документальный презентационный фильм о художнице Юлии Гжельской on Vimeo).


«Издательство Столяровых» напечатало эту книгу на самом высоком полиграфическом уровне. Подобное издание уже в настоящее время представляет историко-культурную ценность музейного уровня и будет достойно и с благодарностью храниться в фонде Редкой книги нашего музея.


Хранитель фонда Редкой книги Набережнева О. А.