История изготовления кукол уходит в далекое прошлое. Например, при раскопках в Египте найдены куклы из ткани, завернутые в папирус. В ту эпоху куклу еще трудно отличить от идола или амулета. Куклы-идолы появились за тысячи лет до кукол-игрушек. Все виды кукол имели обрядовые корни, они являлись символом плодородия, чадородия, несли функцию оберега.
В языческие времена на Руси создавали тряпичные и соломенные куклы-обереги. Они были участницами самых значимых событий в жизни человека: свадьбы, родов, исцеления от болезней, способствовали благополучию и достатку в семье … Но в то же время существовали уже и куклы-игрушки, играя с которыми девочки подготавливались к взрослой жизни. В кукольных играх они непроизвольно осваивали традиционные женские занятия. Укладывая куклу - своего «ребенка» спать в колыбель, ухаживая за ней, девочки начинала приобретать навыки материнства.
Куклы за долгое время существования на земле, успели примерить множество ролей. Например, со временем, не покидая сферу своего обитания – культовый обряд, кукла становится и произведением декоративно-прикладного искусства. В Древнем Риме были куклы, у которых головы, руки и ноги вытачивались из слоновой кости. На них были драгоценности и изысканные одежды. Но куклы не только украшали интерьер, они исполняли еще одну важную функцию - их рассылали по многочисленным провинциям в качестве образцов текущей моды. Это были небольшие (10-25 см) глиняные фигурки, по нарядам которых можно было судить о том, что в Риме будут носить в ближайшем сезоне.
Средние века донесли до нас не так много кукол. Большинство из них имело религиозное значение – это образы Богоматери и святых, чьи довольно обобщенные фигурки делались обычно из глины. Возможно, именно зародившаяся в то время традиция изображать сцену Рождества в куклах (которая жива до сих пор) способствовала развитию изготовления кукол.
В средневековой Франции, в Италии эпохи Возрождения, как и в древнем Риме, роскошно одетые куклы также служили законодателями мод. Они заменяли появившиеся гораздо позднее модные журналы. Все новинки сезона шились на куклу так тщательно, что опытной портнихе не составляло труда скопировать и крой, и отделку, и силуэт. Куклы «путешествовали» из Франции ко всем европейским дворам. Одно из первых упоминаний о кукле-манекене относится к XIV веку. Современник сообщает, что служителю королевских покоев, находившемуся на службе у короля Карла VI , было уплачено 459 ливров 16 сантимов за «… куклы и обстановку к ним для королевы английской». Речь идет о кукольном гардеробе, который был послан в 1391 г. королеве Изабелле Английской, дочери французской королевы, с показом новых мод, какие королева-мать, урожденная принцесса Баварская, вводила при французском дворе, выйдя замуж за Карла VI. Посланные куклы были в рост королевы. Сейчас трудно понять современный денежный эквивалент этой сумме, но то, что это стоило очень дорого не вызывает сомнения.
Своего расцвета костюм кукол достиг в эпоху барокко, когда мода распространялась только посредством готовых образцов, а ее законодателем окончательно утвердился Париж. Дамы высшего общества того времени считали хорошим тоном иметь в своем распоряжении двух кукол, так называемых Большую и Малую Пандоры. Они высылались вместе: одна с набором парадной одежды, другая с чудесными домашними нарядами. Определения «Большая» и «Малая» относились к костюму, а не к размеру кукол. Само же имя Пандора – пришло из греческой мифологии, в переводе означает «Всем одаренная»*. Экспорт моды посредством кукол в XVII веке и позже стал очень доходным занятием французских домов моды. Самым активным партнером Франции в этом вопросе оказалась Англия. Из записок аббата Прево мы узнаем: «Несмотря на вражду и войну (1701-1712) за испанский престол, обе страны выдали кукле - манекену особую визу как джентльменский жест в сторону дам». Дважды в год от берегов Франции отплывал корабль, нагруженный куклами, одетыми по последней моде. Когда этот корабль подходил к Британии, английский флот получал приказ о прекращении огня.
С появлением первых печатных женских журналов (во Франции они появились в 1785 г.) стало возможным выполнять ту же функцию более дешевым способом. Тем не менее, в статьях, посвященных этой теме, упоминается, что во второй половине XVIII – начале XIX веков состоятельные дамы в Российской Империи выписывали подобных кукол из Парижа.
История куклы – это история моды, хотя на первый план в данном случае выходит не сама кукла, а ее наряд, который всегда отражал определенный этап развития культуры. Это сказывалось и в используемых при создании костюмов кукол тканях и отделке, и в характере технологии выполнения самих кукол. Роскошно одетые куклы становились предметом коллекционирования. Куклы во всем мире вплоть до середины XIX века копировали не детей, а взрослых, одетых соответственно эпохе, так как детский костюм на протяжении столетий был уменьшенной копией костюма взрослого человека. В 1851 г. на Всемирной выставке в Лондоне на суд зрителей были представлены первые куклы-бебе или бэби (малютки), изображавшие маленьких детей. В производстве появились куклы с детскими пропорциями тела (чаще всего воспроизводилась фигура девочки между 6 и 8 годами).
Во второй половине XIX века в Англии появилась мода на рождественские восковые куклы. Они изображали английских уличных торговок, солдат, офицеров, крестьян, а также различных животных. Здесь же зародилась традиция изготовления кукол – портретов. Раньше портретными были только восковые фигуры и отдельные куклы-автоматы, изображавшие, как правило, знаменитостей прошлого. Идеей создания кукол-автоматов увлекались люди науки и искусства в разные времена. Среди них – Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, Галилео Галилей. Одной из самых известных русских восковых портретных кукол стала механическая кукла-автомат, изображающая императора Петра I. Кукла сидела на возвышении в мемориальном императорском кабинете Зимнего дворца. Когда кто-либо осмеливался подойти к ней близко, она неожиданно вставала и поворачивалась к нарушителю покоя, повергая подошедшего в ужас. Куклу вылепил из воска с алебастровой посмертной маски художник и архитектор Карло Бартоломео Растрелли. В феврале 1725 года он получил повеление императрицы Екатерины I, пожелавшей сохранить для потомства подлинный облик супруга, сделать по снятым слепкам «восковую персону» Петра Великого. Туловище было выточено из дерева, руки и ноги крепились на шарнирах. Художник-миниатюрист Андрей Овсов мастерски выполнил глаза. Волосы статуи - подлинные волосы Петра I, одета скульптура в его вещи. В полумраке казалось, что на кресле сидит живой император. В XVIII веке подобные «персоны яко живые» были распространены и ценились как произведения искусства. Три куклы XVIII века в роскошных платьях с фижмами, по-видимому, французского происхождения находятся в собрании Государственной Оружейной Палате. По их подвижной конструкции и легко снимающейся одежде можно предположить, что это те самые куклы-манекены, о которых говорилось выше. Куклы есть и в собрании Государственного Исторического музея, и в музеях Санкт-Петербурга.
Но вернемся к самой важной миссии кукол - быть игрушкой для детей. По мере развития игрушечного дела постоянно шел поиск более дешевого и быстрого способа производства. В этой области главные заслуги принадлежали ремесленникам Германии. В начале XVIII века был раскрыт секрет китайского фарфора и в технологии изготовления кукол нового времени произошел полный переворот. Из этого материала стали изготавливать кукольные головки и кисти рук. Первые экземпляры фарфоровых кукол предназначались для королевских дворов. После изобретения техники бисквита (низкокачественного неглазурованного фарфора) и позднее, в 1814 году – папье-маше (от фр.papier-mache –«жеваная бумага» – смесь бумажной массы и каолина), куклы стали доступны для более широкого круга покупателей.
Из фарфора изготавливались только головы с плечами и конечности, тела шились из мягкой кожи или ткани, набивались мелкими опилками или другим наполнителем. Такие куклы получили название China Doll. Головки были из фарфора, а фарфор изобрели в Китае, отсюда и название. Размер кукол достигал 40-65 см. Подавляющее количество подобных кукол изготавливались в Германии, где было множество кукольных фабрик: J. D. Kestner, Baehr and Proeschild, Simon and Halbig ,Conta and Boehme, Meissen и другие. С 1860-х годов появились куклы с моделированными, рисованными прическами, чаще черного цвета, иногда светлые, с рисованными глазами и закрытыми ртами. В наше время востребованы издания по идентификации кукол, где по прическе и другим деталям можно определить их время изготовления: 1860-ые, 1880-ые или более поздние годы. Прически брались из модных журналов и порой были идентичны до волны прядей и завитка прическам женщин, также повторялись на рисованных волосах ободки и ленты, если они входили в моду. Производство игрушек совершенствовалось так быстро и разнообразно, что трудно охватить все изменения. Кукол изготавливали из глазурованного и неглазурованного фарфора до 1930-х годов. У них появились открывающиеся стеклянные глаза, открытые рты, приклеенные парики, имитирующие натуральные волосы. Но продолжали производить и кукол по более ранним образцам, поэтому и в начале ХХ века можно было приобрести China Doll с рисованными лицами.
В Германии, предположительно, в 1910-х годах была изготовлена и кукла, приобретенная для остафьевского музейного собрания. Датировка изготовления нашей музейной куклы была определена по изданию «German Porcelain Dolls 1836-2002», США, 2002 г. У нее выполнены из глазурованного фарфора голова, плечи и верхняя часть бюста, а также руки до локтя и ноги до колена. Тело матерчатое набивное светло-бежевого цвета. Рост куклы – 50 см. Прическа моделированная, рельефная окрашенная в пшеничный цвет (блонд), с хорошо проработанными завитками. Лицо рисованное: голубые глаза с несколькими ресницами ближе к вискам, тонкие брови, закрытые губки красного цвета, на пухлых щечках – легкий румянец. Внешность куклы, видимо, отражала представление о том, как должна выглядеть идеальная девочка или юная барышня. И в наши дни мы слышим выражение, характеризующее человеческое лицо с мелкими правильными чертами – кукольное личико. У нашей куклы маленькие правильной формы нос и губы, крупные для ее лица (чуть ли не больше рта) глаза, округлые щеки. Возраст не так просто определить сразу. Судя по прическе и наряду, она не младенец, скорее барышня. Маленькие девочки не носили длинные платья, так же как и куклы-младенцы. Ногти на пальчиках рук - с маникюром, ножки - в рисованных с рельефными деталями модельных сапожках на каблучках. Хорошо отлитая часть руки включает сложенную чашечкой ладонь, четыре пальчика вместе и отдельно большой палец как на человеческой руке. Обе ножки немного развернуты в одну сторону, такая особенность характерна для многих кукол этого типа. Все эти детали могут помочь в определении датировки. Наряд на кукле многослойный: панталоны с кружевом, затем нижнее платье, сверху верхнее платье, оно сложного кроя с кружевом, лентами, тесьмой и другими декоративными элементами. Возможно, это – наряд для выхода в свет. Линия талии парадного платья завышена, юбка объемная в складках и драпировках, все платье длиною в пол. Большой кружевной воротник, кружевные оборки, скрученные из ткани цветы, закрепленные в районе чуть ниже плеча, на пышных рукавах, по подолу – платье просто перегружено украшающими его деталями. Материал использован разнообразный: хлопок, шелк, атлас, капрон, сетчатая материя. Завершают наряд искусственные бусы и сумочка из натуральной кожи. Состав гардероба куклы и его качество также помогают определить время ее изготовления. Наша кукла - кокетка и модница, в чем она наследница тех старинных кукол, которые демонстрировали модные образцы одежды, парижские новинки. Но изготовлена в такое время, когда уже наряд кукол не иллюстрировал последние модели модной одежды. Как квалифицировать ее по функциональному назначению, как бытовая кукла-игрушка? Но все фарфоровые детали куклы и ее одежда в прекрасной сохранности. Не похоже, что с ней активно играл ребенок. Дело в том, что в связи с хрупкостью материала, детям не разрешали с подобными куклами играть часто. В некоторых статьях о куклах авторы пишут, что эти кукольные «принцессы» в парадных нарядах в детские руки попадали разве что в праздники, да и то под пристальным взглядом взрослых. Фарфоровые куклы требовали бережного обращения и служили скорее украшением в убранстве домов с хорошим достатком. Возможно, кукла из музейного собрания в прежние времена также украшала домашний интерьер, исполняла преимущественно декоративную роль. Ткань, из которой сшита одежда, кружево, тесьма, в основном, времени изготовления самой куклы. Но вряд ли весь ее наряд первоначальный, поскольку с внутренней стороны парадного платья края швов не обработаны, местами что-то подшито вручную не совсем ровными стежками, порой не очень аккуратно. Верхнее парадное платье – не фабричного пошива, хотя ткани, в основном, старые. Далеко не всегда у кукол с фарфоровыми головками сохранялся их подлинный наряд, часто они получали частично или полностью новый гардероб. Кукле уже больше 100 лет, история ее бытования почти не известна, но, видимо, главное ее назначение было – оставаться предметом любования и восхищения.
Только с изобретением пластика куклы стали доступны каждой семье и с ними можно было играть сколько угодно. А куклы с фарфоровыми головками и с рисованными личиками постепенно стали предметом коллекционирования. Каждая старинная игрушка – это памятник своей эпохи, изучая ее можно многое узнать.
Автор: Наталья Баландина
Список литературы:
- https:// babic.ru/ blog/ antikvar.168196.html
- Куклы мира/ Ред.группа: Е.Ананьева, Т.Евсеева. – М., Аванта, 2005
-Князева Е.В. Мир кукол.- СПб.: Аврора, 2002
- википедия
*Античный миф о Пандоре в наше время помнят только как историю слишком любопытной женщины, выпустившей на волю несчастья. Но в ХУП-ХУШ вв. хорошо помнили и другую часть мифа: Пандора была создана по приказу Зевса в виде куклы, которая ожила стараниями Гефеста и была одета в золотое платье Афродитой, вложившей в её грудь лживую и коварную душу. Пандора — символ соблазна и несчастья — при любом толковании мифа означала разорение и пагубные страсти. Почему же кукол назвали Пандорами? Возможно потому что их наряды были настолько прекрасны, что напоминали о работе Афины – покровительнице ткачества и, по легендам, непревзойденной мастерицы.