Приезжая в музей Остафьево, гости любуются возрожденным усадебным комплексом: дворцом Вяземских-Шереметевых и старинным парком. Главный дом, возведенный в классическом стиле, живописно раскинул свои крылья-колоннады на берегу пруда. Торжественный портик, купол-бельведер, строгая симметрия всех элементов здания, выверенные пропорции отвечают принципам архитектуры эпохи классицизма в России. Легкий ряд колонн на галереях открывает перспективы окружающего пейзажа: архитектура и природа объединяются в единую картину усадебного мира, где все элементы находятся в согласии и дополняют друг друга.
Прогуливаясь по открытым колоннадам, можно увидеть на боковых фасадах дворца четыре барельефа, устроенных здесь много позже завершения основных строительных работ в начале XIX века, но, благодаря величавым, лаконичным композициям, представленным на них, органично влившимся в классическую архитектуру дома.
Подлинные барельефы, которые в аллегорической форме рассказывали о важнейших событиях отечественной войны 1812 года и заграничных походах русской армии 1813-14 годов, были утрачены в 30-е годы XX века. При реставрации главного дома усадьбы современные барельефы были воссозданы в 2002-2004 годах талантливым петербургским скульптором, заслуженным художником России Георгием Вениаминовичем Сидоренко (род. в 1938 г.). О существовании подобных барельефов на стенах дома во времена владения им Вяземскими-Шереметевыми было достоверно известно, благодаря фотографиям 1907 года, где они отчетливо просматриваются. Оригиналом для воспроизведенных барельефов Сидоренко, так же, как и для первых, мемориальных барельефов, послужили знаменитые медальоны выдающегося русского скульптора графа Федора Петровича Толстого (1783-1873). Вдохновленный победой России в войне с Наполеоном, полный патриотических чувств, Толстой задумал прославить русских воинов, увековечив их подвиг в художественной пластике. Вот как он описывает свое решение о начале работы над медальонами: «Я русский и горжусь сим именем. И желая участвовать в славе соотечественников, желая разделить ее … дерзнул я изобразить в медалях знаменитейшие события 1812,1813,1814 годов и передать потомкам не дела, удивившие вселенную, нет … я решился передать потомкам слабые оттенки чувств, меня исполнявших…».(1) Толстой, подробно изучивший ход военных действий отечественной войны, для своих медальонов выбрал значительные события: первые медальоны представляют оборонительную позицию русской армии, корпус следующих медальонов - важнейшие сражения победоносного наступательного этапа для русской армии.
Медальон «Бегство Наполеона за Неман в 1812 году», созданный в 1820 году, посвящен окончанию Отечественной войны. В декабре 1812 года остатки вражеской армии, преследуемой русскими воинами, были изгнаны с территории России. Так сложилось, что история отечественной войны 1812 года для России началась и закончилась переходом французской армии через реку Неман. Толстой в аллегорической форме, используя в композиции всего две фигуры, сумел ярко выразить идею: показать паническое бегство наполеоновской армии из России. Вот как пояснял изображение на медальоне президент Российской академии Александр Семенович Шишков (1754-1841): «Увенчанный осокою баснословный старец, опершийся на урну, из которой льется вода, представляет реку Неман. Оковы его показывают, что она в сие время покрыта была льдом. Наполеон, едва обернутый в легкое развеваемое ветром одеяние, переступает через нее. Позади его на берегу реки видны шлем, щит и меч его, в знак совершенной потери всего, что с ним в пределы Российские вступило. Он с ужасом озирается вспять, и при первой надежде спасения своего, как бы от страшного сна пробужденный, едва случившемуся с собою может верить». (2)
Любовь к Отечеству, воплощенная Федором Толстым в медальонах, пластическое совершенство изобразительного языка, наглядные аллегории принесли рельефам заслуженную мировую славу и признание среди современников. Медальоны многократно воспроизводились в разных материалах, техниках, размерах: гипсе, фарфоре, бронзе. Увеличенные копии медальонов участвовали в архитектурном оформлении зданий, в том числе в интерьерах Александровского зала Зимнего дворца в Санкт-Петербурге в 1838 году.
Когда появились первые увеличенные копии медальонов Федора Толстого на фасадах остафьевского дома, пока доподлинно неизвестно, скорее всего, еще в XIX веке при князьях Вяземских. С большой долей вероятности можно предположить, что они были установлены на боковых фасадах при Павле Петровиче Вяземском (1820-1888). В пользу этой версии говорят несколько обстоятельств. Федор Толстой работал над серией медальонов более двадцати лет и во всей полноте воплотил задуманный цикл к 1836 году. В то же время, мы знаем, что князь Петр Вяземский с семьей с начала 1830-х годов обосновался в Санкт-Петербурге и в Остафьеве бывал наездами, не упуская случая сдать дом внаем своим знакомым. Вряд ли в эти годы он был озабочен установкой памятных барельефов. В 1861 году князь Вяземский передал усадьбу во владение сыну Павлу. Павел Петрович занялся обустройством имения, ремонтом дома, в том числе занимался фасадами, ремонтировал крышу. Князь не только наполнил дом коллекциями произведений искусства, но и, обладая художественной натурой, проявил много творчества в оформлении интерьеров дома. В 1862 году в России отмечали полувековой юбилей победы над Наполеоном, в 1860-е годы были опубликованы «Поминки по Бородинской битве и воспоминания о 1812 годе» Петра Вяземского. Учитывая все перечисленные факты, представляется вполне вероятным, что Павел Петрович, желая почтить память героев отечественной войны 1812 года и, прежде всего, героизм отца Петра Вяземского, проявленный им в Бородинском сражении, установил барельефы-копии с широко известных медальонов в своей усадьбе.
В наше время на восточном фасаде дворца размещен барельеф работы В.Г. Сидоренко, увеличенная примерно в шестьдесят раз, копия медальона «Бегство Наполеона за Неман в 1812 году». Скульптор бережно воплотил наследие Толстого, мастерски передал композицию, пропорции, ракурсы оригинала. Лаконичная композиция построена на противопоставлении двух состояний, присущих человеку: покое, выраженном в фигуре мирно спящего старца, и движении бегущего в ужасе человека. Детали композиции усиливают впечатление: застывшая вода, льющаяся из урны, цепи на ногах, и, полярные им - развевающийся плащ, в порыве поднятые вверх руки. Сидоренко, как и Толстой, в работе над барельефом черпал вдохновение в пластике и образах античных героев и воссоздал выразительный сюжет, выполненный в традиции классической скульптуры. Барельеф стал неотъемлемой частью декоративного убранства остафьевского дворца, деликатно расположившись на боковом фасаде, не перегружая классическую архитектуру дома лишними деталями, и, в то же время, став памятным знаком в честь героического прошлого русских воинов.
Автор: Ирина Седакова.
Примечание:
1. – Э.В. Кузнецова. Федор Петрович Толстой. М., «Искусство»,1977. Стр.56.
2. – ГРМ. Федор Толстой. Альманах. Спб.,2008. Стр.137.